Приложение1
Изменения в ООП НОО, ООО по воспитанию антикоррупционного
мировоззрения у школьников.
В соответствии с письмом Министерства общего и профессионального образования
от 03.06.2016 г. № 02-01-81/4737 «О внесении изменений в образовательные программы», в
целях исполнения подпункта 3.1. пункта 3 протокола заседания Комиссии по координации
работы по противодействию коррупции в Свердловской области внесены изменения в ООП:
1. ООП НОО
Целевой раздел
В пункт 1.2.1 Личностные результаты освоения обучающимися ООП начального общего
образования добавлено:
-формирование и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного
общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского
общества; становление внутренней установки личности.
Содержательный раздел
В пункт 2.1.1. Ценностные ориентиры начального общего образования раздела Программа
развития универсальных учебных действий добавлено:
- формирование гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и
обязанностям человека (ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине;
служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед
Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; свобода и
ответственность; неподкупность, честность, доверие к людям)
- воспитание нравственных чувств и этического сознания (ценности: нравственный выбор;
смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; бескорыстие;
великодушие; взаимопомощь; свобода совести и вероисповедания).
В разделе Программы отдельных учебных предметов, курсов ООП НОО добавлено,
что для решения задач антикоррупционного воспитания в начальной школе приоритетное
значение имеет такой учебный предмет, как «Литературное чтение». Он располагает
совокупностью средств, направленных на формирование нравственных убеждений, к
которым относятся
рассказы на этическую тему, этические беседы. Благоприятный
контекст для антикоррупционного воспитания создает и учебный предмет «Окружающий
мир». В результате изучения материалов блока «Человек и общество» у обучающихся
формируются представления о добре и зле, чести и бесчестии, справедливости и
несправедливости, о ценности дружбы, согласия, взаимной помощи, бескорыстия. В
содержании некоторых разделов программы предусмотрено изучение ряда тем,
способствующих формированию элементов антикоррупционного сознания.
Следует иметь в виду, что на ступени начального общего образования понятия
«коррупция» и «антикоррупция» не используются.
1.Литературное чтение
Система формирования нравственных представлений, нравственных качеств обучающихся
на уроках литературного чтения
Нравственные
качества
1-й класс
2-й класс
Великодушие,
сердечность,
добродушие
И. А. Крылов. Н. Артюхова.
«Чиж и
«Большая
голубь»; Л. Н. береза»;
Толстой. «Лев и В. Драгунский.
мышь» и др.
«Надо иметь
3-й класс
4-й класс
Русские народные
сказка «Сивкабурка»,
«Хаврошечка»,
«Царевна-
Д. Мамин-Сибиряк.
«Приемыш», «Серая
шейка»;
С. Аксаков.
«Аленький
Долг, честность,
ответственность
Совесть, честь,
достоинство,
милосердие,
бескорыстие
чувство юмора»; лягушка»;
цветочек»;
В. Берестов.
К. Паустовский.
А.С. Пушкин.
«Бабушка Катя» «Заячьи лапы» и др. «Сказка о царе
и др.
Салтане…»;
К. Паустовский.
«Растрепанный
воробей»
И. Токмакова. М. Зощенко.
Е. Шварц. «Сказка о А. Сент-Экзюпери.
«Это ничья
«Не надо врать»; потерянном
«Маленький
кошка»;
русские
времени»;
принц»;
В. Осеева.
народные сказки А. Платонов.
О. Генри. «Дары
«Синие
«Гуси-лебеди», «Неизвестный
волхвов»;
листья»,
«Сестрица
цветок»:
А. С. Пушкин.
«Печенье»;
Аленушка и
П. Ершов. «Конек- «Сказка о золотом
Л. Н. Толстой. братец
горбунок» и др.
петушке» и др.
«Старый дед и Иванушка»;
внучек» и др. Л. Толстой.
«Прыжок»,
«Акула» и др.
Л. Н. Толстой. Б. Заходер.
Б. Житков.
Ю. Нагибин.
«Косточка»,
«Серая
«Как я ловил
«Заброшенная
«Старый дед и Звездочка»;
человечков»;
дорога»;
внучек»;
Н. Артюхова.
К. Паустовский.
А.С. Пушкин.
русская
«Большая
«Теплый хлеб»;
«Сказка о царе
народная сказка береза»;
Р. Киплинг.
Салтане...» и др.
«Лиса и козел» А. Чехов.
«Маугли» и др.
и др.
«Мальчики» и др.
2.Окружающий мир.
Разделы программы
Я - школьник
Изучаемые темы
Друг, друзья, взаимоотношения между ними.
Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура
поведения в школе и других общественных местах. Ценность
дружбы, согласия, взаимной помощи
Человек – член общества
Взаимоотношение человека с другими людьми. Культура общения.
Уважение к чужому мнению. Первые коллективы людей.
Многообразие видов деятельности людей. Человек – создатель и
носитель культуры
Наша родина – Россия, Права и обязанности граждан России. Права ребенка.
Российская Федерация
Страницы
истории Выдающиеся люди разных эпох. Понятие «честь страны»
Отечества
Рассказы на этическую тему помогают обучающимся понять и усвоить смысл моральных
оценок и норм поведения. Они служат источником знаний, способом использования
положительного примера в воспитании, обогащают нравственный опыт личности опытом
других людей. Цель этической беседы – углубление, упрочение нравственных понятий,
обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и
убеждений. Особенность проведения этических бесед в начальных классах состоит в том,
что в них можно включать инсценировки, декламацию. Но при ϶ᴛᴏм должен преобладать
живой обмен мнениями, диалог.
Неотъемлемой частью учебной деятельности в начальных классах является чтение и
разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг, которые помогают
обучающимся понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают
тексты, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости,
честности, товариществе, дружбе, порядочности, бескорыстии.
В раздел Программа воспитания и социализации добавлены виды деятельности и
формы занятий антикоррупционного воспитания:
Виды деятельности
Формы занятий
Ознакомление с жизнью замечательных Беседы, просмотр кинофильмов, в процессе
людей, явивших примеры гражданского изучения
учебных
инвариантных
и
служения,
исполнения
патриотического вариативных предметов
долга, обязанностей гражданина
Получение первоначального представления о В процессе изучения учебных инвариантных
традиционных моральных нормах
и вариативных предметов, этические беседы,
участие
в
творческой
деятельности
(театрализованные постановки, литературномузыкальные композиции)
Ознакомление с основными правилами Беседы, классные часы, просмотр учебных
поведения в школе, общественных местах, фильмов, наблюдение и обсуждение в
обучение распознаванию хороших и плохих педагогически организованной ситуации
поступков
поступков, поведения разных людей
Усвоение
первоначального
опыта Участие в коллективных играх, опыт
нравственных взаимоотношений в коллективе совместной деятельности
класса и школы
Посильное
участие
в
делах Социальные проекты (на уровне класса,
благотворительности, милосердия
школы)
Организационный раздел
В План внеурочной деятельности внесены мероприятия по антикоррупционному
воспитанию обучающихся начальных классов.
Примерная тематика мероприятий
Основная тема года Темы классных часов
Родительское собрание (в
дискуссионной форме)
1-й класс
«Твои новые «Подарок другу»
«Без друзей «Школьная отметка: за и
«Верному другу
друзья»
меня чуть- против» (оценка и отметка)
цены нет»
чуть, а с
друзьями –
много!»
2-й класс
«Если
«Учимся говорить «Жизнь дана «Поощрение и наказание»
«Твори добро»
добрый ты - «спасибо»
на добрые
(родительские ошибки)
это хорошо»
дела»
3-й класс
«Можно и
«Честен тот, кто
«Деньги:
«Воспитание трудолюбия в
«Честность всего нельзя. Хочу работает на совесть» свои и
семье. Как воспитать себе
дороже»
и надо»
чужие»
помощника?»
4-й класс
«Для себя
«Мы все разные, но «Любая ли «Ребенок учится тому, что
«Что такое
или для
у нас равные права» работа
видит у себя в дому» (стили
бескорыстие?»
других?»
должна быть семейного воспитания)
оплачена?»
2. ООП ООО
Целевой раздел
В пункт 1.2.3 Личностные результаты освоения ООП пункта 1.2 Планируемые результаты
освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего
образования добавлено:
- сформированность основ правосознания для соотнесения собственного поведения и
поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения,
установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости
защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать
основные социальные роли в пределах своей дееспособности.
Содержательный раздел
В разделе Программа развития универсальных учебных действий у обучающихся на
уровне основного общего образования добавлено, что предусмотрена возможность
подготовки и реализации учебных проектов (игровых, социальных, исследовательских,
творческих)
по
тематике,
направленной
на формирование
у
обучающихся
антикоррупционного мировоззрения, правосознания и правовой культуры.
В разделе Программы отдельных учебных предметов, курсов ООП ООО добавлено,
что антикоррупционное воспитание обучающихся в рамках
основного общего
образования осуществляется при реализации программ учебных предметов. Широкие
возможности
для реализации информационно-просветительской составляющей
антикоррупционного воспитания предоставляют уроки истории и обществознания:
1. История: причины зарождения и развития коррупции и история борьбы с ней в
различные периоды мировой истории, истории России, история становления
демократии и гражданского общества и их роль в реализации антикоррупционной
политики.
Разделы
Темы
Включение
антикоррупционной тематики
Всеобщая история
5 класс.
- Цивилизации Древнего Становление института чиновничества и
История Древнего Востока
создание
условий
для
появления
и
мира
распространения коррупции как социального
явления
Духовно-нравственное
восприятие
антиправового поведения в обществе. Суд
Осириса
Формирование правового поля социальнополитических
отношений.
Законы
царя
Хаммурапи
- Древняя Греция
Системы
управления
древнегреческими
полисами и распределение должностей как основа
коррупционных проявлений в обществе
Институт гражданства
и его роль в
противодействии коррупции
Правовые отношения в древнегреческих
полисах. Законы Ликурга, Солона и Перикла
- Древний Рим
Система управления Древним Римом в эпоху
республики, в эпоху империи. Взаимоотношения
власти, чиновников и народа
Становление и развитие древнеримского права.
Римское право как основной регулятор
отношений между властью и обществом
6 класс.
- Европейские
История Средних государства в эпоху
веков
Средних веков
Система управления в Византийской империи.
Донатум и его роль в государственном
управлении
Власть
монарха
в
западноевропейских
государствах и бюрократия как институты
управления ресурсами и их распределением
Городская бюрократия, её роль в жизни города
- Исламский мир в
Неограниченная власть правителя и институт
эпоху Средних веков
чиновников как её опора
Система управления и её зависимость от власть
предержащих
7 класс.
- Эпоха Возрождения
Влияние бюрократии на экономику в условиях
История Нового
развития
промышленности,
торговли,
времени
банковского сектора. Патенты
Явление
фаворитизма.
Экономические
мошенничества и казнокрадство
Рост духовной культуры, экономической и
управленческой
грамотности.
Статуты
регламентов управления
- Эпоха Просвещения
Идея ограничения роли государства в экономике
как условие антикоррупционного развития
Идея разделения властей как средства борьбы с
государственно-правовыми злоупотреблениями
Начало
формирования
гражданскополитического самосознания народа как условия
формирования правового государства
8 класс.
- Промышленный
Развитие промышленного капитализма и
История Нового переворот
экономической
коррупции:
экономические
времени
- Формирование
махинации, тендеры, подкупы должностных лиц
индустриального
Развитие управленческого аппарата и рост
общества
политической коррупции: фаворитизм, непотизм,
лобби
9 класс.
- Первая мировая война Экономическая коррупция: военные заказы,
История XX – XXI - Мир в 20-30-е гг.
заказы на поставки, заказы на строительство
вв.
- Вторая мировая война железных дорог (тендеры и патенты)
- Мир в 50-90-е гг.
Политическая коррупция: непотизм, лоббизм,
- Современный мир
клиентские связи
История России
6 класс.
- Древнерусское
Система
управления
Древнерусским
История России с государство
государством. Полюдье
древнейших
- Русь под властью
«Русская правда»
времен до XV в. Золотой Орды
Система управления под властью Золотой Орды.
- Образование Русского Ярлыки на княжение
государства с центром в Судебник 1497 г. Местничество
Москве
7 класс.
- Российское
Особенности системы управления государством.
История России государство в XVI в.
Приказы. Судебник 1550 г.
XVI - XVIII вв. - Эпоха Смутного
«Соборное Уложение» 1649 г. Центральное и
времени
местное управление
- Российское
Социальные движения. Отмена местничества
государство во второй
Петровские реформы. Создание новой системы
половине XVII в.
управления. Коллегии. Табель о рангах
- Российское
Промышленное развитие Российской империи и
государство в XVIII в. формирование новых социально-экономических
отношений. Кумовство. Взяточничество
8 класс.
- Отечественная война
Усиление самодержавной власти и её роли в
История России 1812 г.
жизни
российского
общества.
Политика
XIX в.
- Российская империя в концессий в экономике. Непотизм
первой половине XIX в. Великие реформы 60-70-х гг. XIX в. Начало
- Российская империя во формирования гражданского общества в России
второй половине XIX в.
9 класс.
- Первая мировая война Государственно-монополистический капитализм
История России - Великая революция
в России. Сращивание власти и бизнеса.
XX - XXI вв. 1917 г.
Взяточничество.
Непотизм.
Лоббизм.
Казнокрадство
Рост
социальных
волнений.
Развитие
политического
самосознания
и
гражданственности
- СССР в 20-30-е гг.
Индустриальное развитие СССР. Сращивание
- Великая
партийного
контроля
с
управленческим
Отечественная война
аппаратом.
- СССР в 50-80-е гг.
Экономическое планирование и его недостатки.
Реформа А. Н. Косыгина
Экономические
злоупотребления,
коррупционные преступления в советской
экономике. Непотизм
- Российская Федерация Политика
приватизации.
Первоначальное
накопление капитала. Сращивание бизнеса и
власти. Сращивание бизнеса и криминала.
Сращивание власти и криминала
Формирование
системы
государственного
управления в Российской Федерации, его
особенности.
Государственные
корпорации.
Национальные элиты. Непотизм. Лоббизм
При включении антикоррупционной тематики в образовательный процесс эффективным
является использование такой формы учебной деятельности, как работа с источниками.
Сами уроки, включающие антикоррупционную тематику, целесообразно проводить в форме:
- дискуссий, в ходе которых в зависимости от темы обучающиеся выявляют предпосылки
возникновения и суть коррупции, ее истоки, обсуждают возможные пути антикоррупционной
деятельности;
- дебатов, в ходе которых соперничающие команды ведут спор вокруг четко
сформулированного тезиса, а медиатор задаёт «перекрестные вопросы» в контексте
критериев эффективности антикоррупционной политики, её социально-экономических,
правовых, поведенческих и иных аспектов;
- ролевых игр, представляющих реконструкцию или моделирование социальных, деловых
ситуаций, связанных с коррупцией и направленных на поиск форм антикоррупционного,
правового поведения;
- кейс-технологий, основу которых составляет обучение с использованием различных
ситуаций: ситуация-проблема, ситуация-иллюстрация, ситуация-инцидент, ситуация-тренинг
и др.;
- метода анализа конкретных ситуаций, в основе которого лежит реальная или
смоделированная ситуация, требующая анализа с точки зрения коррупционногенности того
или иного явления, события, факта, решения, действия;
- социальных практик.
2. Обществознание: антикоррупционный тезаурус, коррупция и противодействие ей в
экономической,
политико-правовой,
социальной
и
духовной
сферах
жизнедеятельности общества.
Этот интегративный курс обобщает знания по ряду учебных предметов и нацелен на
формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической,
правовой и экономической культуры. В курсе обществознания вырабатываются
представления о современном обществе, его институтах, в том числе и правовых, о
взаимодействии государства, общества и личности.
Класс
Темы
Включение
антикоррупционной тематики
6 Человек в
класс окружении
социальном Межличностные отношения и формирование компетенций
поведения в условиях конфликтных и антиправовых
ситуаций
6 Структура современного Коррупция как отражение социальной, государственной
класс общества
дисфункции и угроза безопасности Российской Федерации
7 Человек в социальной и Формирование
антикоррупционного
мировоззрения
класс политико-правовой среде личности в системе образования
Формирование антикоррупционной культуры в обществе.
Гражданственность
8 Экономическая сфера
Экономические причины и условия коррупции.
класс
Влияние коррупции на экономику. Экономический
лоббизм. Коррупционный протекционизм
Экономические
возможности
формирования
антикоррупционного климата в обществе
9
Политико-правовая сфера Политическая
власть
и
коррупция.
Непотизм.
класс
Политический лоббизм
Политические возможности формирования в обществе
антикоррупционного климата. Правовое государство
Гражданское общество. Роль гражданского общества в
борьбе с коррупцией
Аналогичный потенциал для достижения цели и решения задач антикоррупционного
воспитания имеют и другие учебные предметы, например, литература и изобразительное
искусство.
На уроках литературы через художественные образы осмысливаются философские
вопросы бытия человека, его самоценности, конкретизируются нравственно-этические
категории достойного поведения. В контексте антикоррупционного воспитания
используются фрагменты, сюжеты многих литературных произведений. Среди них
«Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, «Пошехонская старина», «История
одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Ревизор» Н. В. Гоголя. Эти произведения
позволяют представить явление коррупции, ее последствия емко и ярко, в негативном свете.
Избранный А. Н. Радищевым к своему произведению эпиграф как нельзя лучше
характеризует и коррупцию: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лайяй».
На уроках изобразительного искусства
непосредственно могут рассматриваться
различные виды коррупции во всей их неприглядности. Например, при анализе таких
художественных произведений, как полотна С. В. Иванова «Приезд воеводы», «В приказе
московских времен», полотно П. А. Федотова «Передняя частного пристава накануне
большого праздника».
В разделе Программа воспитания и социализации конкретизированы задачи,
направления и ценностные основы формирования антикоррупционного мировоззрения
обучающихся:
- в области формирования личностной культуры
Задача программы
Значение для формирования антикоррупционного мировоззрения
Усвоение
- формирование аксиологической базы правовой культуры и
общечеловеческих и
национальных
ценностей
Развитие
целеустремленности
настойчивости в
достижении
результата
правосознания;
- изучение цивилизационных основ правомерного поведения.
- формирование способности постановки и достижения социальных
и целей;
- формирование способности выявлять и использовать наиболее
эффективные правомерные способы решения задач во всех сферах
жизни.
- в области формирования социальной культуры
Задача программы
Значение для формирования антикоррупционного мировоззрения
Формирование
- создание основы для идентификации личности как участника
гражданского
социальных объединений: семьи, трудового коллектива, местного
самосознания
сообщества, государства;
- появление убежденности в необходимости активного участия в делах
общества и государства.
Усвоение ценностей - позитивная оценка принципов законности, равенства прав и свобод
правового
человека и гражданина, верховенства права;
демократического
- уважение прав и свобод других лиц, негативная оценка
государства
правонарушений, посягающих на интересы общества.
В соответствии с методическими рекомендациями формирование нетерпимого
отношения к коррупции, развитие антикоррупционного мировоззрения выделено в
самостоятельное комплексное направление воспитательной работы, в отношении которого
определены:
- воспитательные задачи;
- мероприятия, способствующие развитию навыков законопослушного поведения
обучающихся, формированию у обучающихся навыков антикоррупционного поведения,
нетерпимости к проявлениям коррупции в повседневной жизни, воспитывающие
ценностные установки и развивающие способности, необходимые для формирования у
учащихся
гражданской
позиции
относительно
коррупции; мероприятий
по
антикоррупционному
образованию,
антикоррупционному
просвещению,
антикоррупционной пропаганде;
- планируемые результаты;
- формы совместной деятельности семьи и школы.
Организационный раздел
В План внеурочной деятельности внесены мероприятия по антикоррупционному
просвещению и формированию правосознания и правовой культуры обучающихся:
проведение акций, диспутов, бесед, тематических классных часов, встреч с
представителями правоохранительных органов, коллективно-творческие дела, ролевые
игры, творческие конкурсы рисунков, проведение родительских собраний, дней
открытых
дверей,
других
мероприятий,
направленных
на
формирование
антикоррупционного мировоззрения обучающихся.
Приложение № 2
к приказу № 184-од
от «29» августа 2016 г.
№
1
Название предметной области и раздела в
действующей редакции ООП ООО
Предметная область «Филология»
Изменения согласно новым нормативным
документам
Предметная область
«Русский язык и литература»,
2
Раздел «Программы отдельных учебных
предметов, курсов, в том числе интегрированных»
«Иностранные языки»
Программы отдельных учебных предметов,
курсов, в том числе интегрированных, курсов
внеурочной деятельности
Приложение № 3
к приказу № 184-од
от «29» августа 2016 г.
№
раздела
1
Название раздела
Целевой раздел
1.1.пояснительная записка
Вносимые изменения и дополнения
Дополнить: в редакции приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. № 1577
«О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и
науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897» (зарегистрировано в
Министерстве юстиции Российской Федерации 2 февраля
2016года. Регистрационный №40937. Вступает в действие с
16.02.2016г.)
1.2.3. Личностные реДополнить: Личностные результаты освоения адаптирозультаты освоения ООП ванной образовательной программы основного общего обООО
разования должны отражать:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе
жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;
2) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного
аппарата:
владение навыками пространственной и социальнобытовой ориентировки;
умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования;
способность к осмыслению и дифференциации картины
мира, ее временно-пространственной организации;
способность к осмыслению социального окружения, своего
места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
3) для обучающихся с расстройствами аутистического
спектра:
формирование умения следовать отработанной системе
правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых,
учебных и социальных ситуациях, удерживать границы
взаимодействия;
знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере
и сфере интересов.»
1.2.4. Метапредметные Дополнить: Метапредметные результаты освоения адапрезультаты
освоения тированной образовательной программы основного общего
ООП ООО
образования должны отражать:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграммагизмов) в письменной и устной
речи;
2) для обучающихся с расстройствами аутистического
спектра:
формирование способности планировать, контролировать и
оценивать собственные учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
формирование умения определять наиболее эффективные
способы достижения результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи
тьютора;
формирование умения выполнять действия по заданному
алгоритму или образцу при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
формирование умения оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами при организующей помощи тьютора;
формирование умения адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора;
развитие способности самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному
педагогу) в случае личных затруднений в решении какоголибо вопроса;
формирование умения активного использования знаковосимволических средств для представления информации об
изучаемых объектах и процессах, различных схем решения
учебных и практических задач при организующей помощи
педагога-психолога и тьютора;
развитие способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в
различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников»
1.2.5. Предметные ре- Изменить: Русский язык и литература (вместо Филолозультаты освоения ООП гия)
ООО
Дополнить и изменить:
Изучение предметной области "Русский язык и литература" - языка как знаковой системы, лежащей в основе
человеческого общения, формирования российской гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир
человека, в том числе при помощи альтернативных средств
коммуникации, должно обеспечить:
включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры, воспитание ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России;
осознание тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием
личности и ее социальным ростом;
приобщение к российскому литературному наследию
и через него - к сокровищам отечественной и мировой
культуры; формирование причастности к национальным
свершениям, традициям и осознание исторической преемственности поколений;
обогащение активного и потенциального словарного
запаса, развитие культуры владения русским литературным
языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи,
правилами русского речевого этикета;
получение знаний о русском языке как системе и как
развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений
в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Предметные результаты изучения предметной области "Русский язык и литература" должны отражать:
Русский язык:
1) совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств
устной и письменной коммуникации):
создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от
целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; умение различать монологическую, диалогическую и
полилогическую речь, участие в диалоге и полилоге;
развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной
переработки прочитанного материала, в том числе умение
выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности;
овладение различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с
выборочным извлечением информации);
понимание, интерпретация и комментирование текстов различных функционально-смысловых типов речи
(повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка, осуществление информационной переработки текста, передача его смысла в устной и
письменной форме, а также умение характеризовать его с
точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения;
умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать
основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки
зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной речи;
умение создавать различные текстовые высказывания
в соответствии с поставленной целью и сферой общения
(аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение, аннотация, план (включая тезисный план), заявление,
информационный запрос и др.);
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования:
осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для выражения
своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;
соблюдение основных языковых норм в устной и
письменной речи;
стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного
языка, оценивать свои языковые умения и планировать их
совершенствование и развитие;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка:
распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развернутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный
оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в
речи;
уместное использование фразеологических оборотов в
речи;
корректное и оправданное употребление междометий
для выражения эмоций, этикетных формул;
использование в речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов;
4) расширение и систематизация научных знаний о языке,
его единицах и категориях; осознание взаимосвязи его
уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики:
идентификация самостоятельных (знаменательных)
служебных частей речи и их форм по значению и основным грамматическим признакам;
распознавание существительных, прилагательных,
местоимений, числительных, наречий разных разрядов и их
морфологических признаков, умение различать слова категории состояния и наречия;
распознавание глаголов, причастий, деепричастий и
их морфологических признаков;
распознавание предлогов, частиц и союзов разных
разрядов, определение смысловых оттенков частиц;
распознавание междометий разных разрядов, определение грамматических особенностей междометий;
5) формирование навыков проведения различных видов
анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и
предложения, а также многоаспектного анализа текста:
проведение фонетического, морфемного и словообразовательного (как взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексического, морфологического анализа слова, анализа словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов;
проведение синтаксического анализа предложения,
определение синтаксической роли самостоятельных частей
речи в предложении;
анализ текста и распознавание основных признаков
текста, умение выделять тему, основную мысль, ключевые
слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, знать композиционные элементы текста;
определение звукового состава слова, правильное деление на слоги, характеристика звуков слова;
определение лексического значения слова, значений
многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления, подбор синонимов, антонимов;
деление слова на морфемы на основе смыслового,
грамматического и словообразовательного анализа слова;
умение различать словообразовательные и формообразующие
морфемы,
способы
словообразования;
проведение морфологического разбора самостоятельных и служебных частей речи; характеристика общего
грамматического значения, морфологических признаков
самостоятельных частей речи, определение их синтаксической функции;
опознавание основных единиц синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
умение выделять словосочетание в составе предложения, определение главного и зависимого слова в словосочетании, определение его вида;
определение вида предложения по цели высказывания
и эмоциональной окраске;
определение грамматической основы предложения;
распознавание распространенных и нераспространенных предложений, предложений осложненной и неосложненной структуры, полных и неполных;
распознавание второстепенных членов предложения,
однородных членов предложения, обособленных членов
предложения; обращений; вводных и вставных конструкций;
опознавание сложного предложения, типов сложного
предложения, сложных предложений с различными видами
связи, выделение средств синтаксической связи между частями сложного предложения;
определение функционально-смысловых типов речи,
принадлежности текста к одному из них и к функциональной разновидности языка, а также создание текстов различного типа речи и соблюдения норм их построения;
определение видов связи, смысловых, лексических и
грамматических средств связи предложений в тексте, а
также уместность и целесообразность их использования;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения:
умение использовать словари (в том числе - мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении
различных видов словарей, их строения и способах конструирования информационных запросов;
пользование толковыми словарями для извлечения
необходимой информации, прежде всего - для определения
лексического значения (прямого и переносного) слова,
принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения,
особенностей употребления;
пользование орфоэпическими, орфографическими
словарями для определения нормативного написания и
произношения слова;
использование фразеологических словарей для определения значения и особенностей употребления фразеологизмов;
использование морфемных, словообразовательных,
этимологических словарей для морфемного и словообразо-
вательного анализа слов;
использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов;
7) овладение основными нормами литературного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования
языковых норм в речевой практике при создании устных и
письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:
поиск орфограммы и применение правил написания
слов с орфограммами;
освоение правил правописания служебных частей речи и умения применять их на письме;
применение правильного переноса слов;
применение правил постановки знаков препинания в
конце предложения, в простом и в сложном предложениях,
при прямой речи, цитировании, диалоге;
соблюдение основных орфоэпических правил современного русского литературного языка, определение места
ударения в слове в соответствии с акцентологическими
нормами;
выявление смыслового, стилистического различия синонимов, употребления их в речи с учетом значения, смыслового различия, стилистической окраски;
нормативное изменение форм существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов;
соблюдение грамматических норм, в том числе при
согласовании и управлении, при употреблении несклоняемых имен существительных и аббревиатур, при употреблении предложений с деепричастным оборотом, употреблении местоимений для связи предложений и частей текста,
конструировании предложений с союзами, соблюдение видовременной соотнесенности глаголов-сказуемых в связном тексте;
8) для слепых, слабовидящих обучающихся: формирование
навыков письма на брайлевской печатной машинке;
9) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся формирование и развитие основных видов речевой
деятельности обучающихся - слухозрительного восприятия
(с использованием слуховых аппаратов и (или) кохлеарных
имплантов), говорения, чтения, письма;
10) для обучающихся с расстройствами аутистического
спектра:
овладение основными стилистическими ресурсами
лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета;
приобретение опыта использования языковых норм в
речевой и альтернативной коммуникативной практике при
создании устных, письменных, альтернативных высказываний;
стремление к возможности выразить собственные
мысли и чувства, обозначить собственную позицию;
видение традиций и новаторства в произведениях;
восприятие художественной действительности как
выражение мыслей автора о мире и человеке.
Литература:
Иностранный язык
1) осознание значимости чтения и изучения литературы для
своего дальнейшего развития; формирование потребности
в систематическом чтении как средстве познания мира и
себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа
познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание
коммуникативно-эстетических возможностей русского
языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать
свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего
характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического
анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,
делового, публицистического и т.п., формирование умений
воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную
картину жизни, отраженную в литературном произведении,
на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Дополнить:
Иностранный язык. Второй иностранный язык
Изучение предметной области "Иностранные языки" должно обеспечить:
приобщение к культурному наследию стран изучаемого иностранного языка, воспитание ценностного отношения к иностранному языку как инструменту познания и
достижения взаимопонимания между людьми и народами;
осознание тесной связи между овладением иностранными языками и личностным, социальным и профессиональным ростом;
формирование коммуникативной иноязычной компетенции (говорение, аудирование, чтение и письмо), необходимой для успешной социализации и самореализации;
обогащение активного и потенциального словарного
запаса, развитие у обучающихся культуры владения иностранным языком в соответствии с требованиями к нормам
устной и письменной речи, правилами речевого этикета.
Предметные результаты изучения предметной области «Иностранные языки» должны отражать:
1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к
ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих
сверстников в других странах, с образцами зарубеж-
Общественно-научные
предметы.
История России.
ной литературы разных жанров, с учетом достигнутого
обучающимися уровня иноязычной компетентности;
2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизацию знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей
речевой культурой;
3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым
иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющего расширять
свои знания в других предметных областях."
Дополнить: При изучении учебных предметов общественно-научной направленности задача развития и воспитания
личности обучающихся является приоритетной (для обучающихся с расстройствами аутистического спектра приоритетной является задача социализации).
Всеобщая история.
Математика и информа- Изменить и дополнить:
тика
Изучение предметной области "Математика и информатика" должно обеспечить:
осознание значения математики и информатики в повседневной жизни человека;
формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической
науки;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
формирование представлений о математике как части
общечеловеческой культуры, универсальном языке науки,
позволяющем описывать и изучать реальные процессы и
явления.
В результате изучения предметной области "Математика и информатика" обучающиеся развивают логическое и
математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при
решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию; получают представление об основных информационных процессах в реальных
ситуациях.
Предметные результаты изучения предметной области "Математика и информатика" должны отражать:
Математика. Алгебра. Геометрия. Информатика:
1) формирование представлений о математике как о
методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления:
осознание роли математики в развитии России и мира;
возможность привести примеры из отечественной и
всемирной истории математических открытий и их авторов;
2) развитие умений работать с учебным математиче-
ским текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики,
проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений:
оперирование понятиями: множество, элемент множества, подмножество, принадлежность, нахождение пересечения, объединения подмножества в простейших ситуациях;
решение сюжетных задач разных типов на все арифметические действия;
применение способа поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от
требования к условию;
составление плана решения задачи, выделение этапов
ее решения, интерпретация вычислительных результатов в
задаче, исследование полученного решения задачи;
нахождение процента от числа, числа по проценту от
него, нахождения процентного отношения двух чисел,
нахождения процентного снижения или процентного повышения величины;
решение логических задач;
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение
навыками устных, письменных, инструментальных вычислений:
оперирование понятиями: натуральное число, целое
число, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное
число, рациональное число, иррациональное число;
использование свойства чисел и законов арифметических операций с числами при выполнении вычислений;
использование признаков делимости на 2, 5, 3, 9, 10
при выполнении вычислений и решении задач;
выполнение округления чисел в соответствии с правилами;
сравнение чисел;
оценивание значения квадратного корня из положительного целого числа;
4) овладение символьным языком алгебры, приемами
выполнения тождественных преобразований выражений,
решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умения моделировать реальные ситуации
на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат:
выполнение несложных преобразований для вычисления значений числовых выражений, содержащих степени с
натуральным показателем, степени с целым отрицательным
показателем;
выполнение несложных преобразований целых, дробно рациональных выражений и выражений с квадратными
корнями; раскрывать скобки, приводить подобные слагаемые, использовать формулы сокращенного умножения;
решение линейных и квадратных уравнений и неравенств, уравнений и неравенств, сводящихся к линейным
или квадратным, систем уравнений и неравенств, изображение решений неравенств и их систем на числовой прямой;
5) овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать функционально-графические
представления для решения различных математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей:
определение положения точки по ее координатам, координаты точки по ее положению на плоскости;
нахождение по графику значений функции, области
определения, множества значений, нулей функции, промежутков знакопостоянства, промежутков возрастания и
убывания, наибольшего и наименьшего значения функции;
построение графика линейной и квадратичной функций;
оперирование на базовом уровне понятиями: последовательность, арифметическая прогрессия, геометрическая
прогрессия;
использование свойств линейной и квадратичной
функций и их графиков при решении задач из других учебных предметов;
6) овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений:
оперирование понятиями: фигура, точка, отрезок,
прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и
четырехугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и
круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар; изображение изучаемых фигур от руки и с помощью линейки и циркуля;
выполнение измерения длин, расстояний, величин углов с помощью инструментов для измерений длин и углов;
7) формирование систематических знаний о плоских
фигурах и их свойствах, представлений о простейших пространственных телах; развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решения геометрических и
практических задач:
оперирование на базовом уровне понятиями: равенство фигур, параллельность и перпендикулярность прямых,
углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция;
проведение доказательств в геометрии;
оперирование на базовом уровне понятиями: вектор,
сумма векторов, произведение вектора на число, координаты на плоскости;
решение задач на нахождение геометрических величин (длина и расстояние, величина угла, площадь) по образцам или алгоритмам;
8) овладение простейшими способами представления
и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном
мире и о различных способах их изучения, о простейших
вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах,
графиках, описывать и анализировать массивы числовых
данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств
окружающих явлений при принятии решений:
формирование представления о статистических характеристиках, вероятности случайного события;
решение простейших комбинаторных задач;
определение основных статистических характеристик
числовых наборов;
оценивание и вычисление вероятности события в простейших случаях;
наличие представления о роли практически достоверных и маловероятных событий, о роли закона больших чисел в массовых явлениях;
умение сравнивать основные статистические характеристики, полученные в процессе решения прикладной задачи, изучения реального явления;
9) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при
необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах:
распознавание верных и неверных высказываний;
оценивание результатов вычислений при решении
практических задач; выполнение сравнения чисел в
реальных ситуациях;
использование числовых выражений при решении
практических задач и задач из других учебных предметов;
решение практических задач с применением простейших свойств фигур;
выполнение простейших построений и измерений на
местности, необходимых в реальной жизни;
10) формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
11) формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;
12) развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном
обществе; развитие умений составить и записать алгоритм
для конкретного исполнителя; формирование знаний об
алгоритмических конструкциях, логических значениях и
операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;
13) формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием
соответствующих программных средств обработки данных;
14) формирование навыков и умений безопасного и
целесообразного поведения при работе с компьютерными
программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права;
15) для слепых и слабовидящих обучающихся:
владение правилами записи математических формул и
специальных знаков рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля;
владение тактильно-осязательным способом обследо-
Естественнонаучные
предметы
Физика
Химия
Физическая культура
вания и восприятия рельефных изображений предметов,
контурных изображений геометрических фигур и т.п.;
умение читать рельефные графики элементарных
функций на координатной плоскости, применять специальные приспособления для рельефного черчения;
владение основным функционалом программы невизуального доступа к информации на экране ПК, умение использовать персональные тифлотехнические средства информационно-коммуникационного доступа слепыми обучающимися;
16) для обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата:
владение специальными компьютерными средствами
представления и анализа данных и умение использовать
персональные средства доступа с учетом двигательных,
речедвигательных и сенсорных нарушений;
умение использовать персональные средства доступа.
Дополнить п.9,10,11:
9) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: владение основными доступными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и
делать выводы;
10) для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья: владение доступными методами самостоятельного планирования и проведения физических экспериментов,
описания и анализа полученной измерительной информации, определения достоверности полученного результата;
11) для слепых и слабовидящих обучающихся: владение
правилами записи физических формул рельефно-точечной
системы обозначений Л. Брайля.
Дополнить п.7, 8:
7) для слепых и слабовидящих обучающихся: владение
правилами записи химических формул с использованием
рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля;
8) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: владение основными доступными методами научного познания, используемыми в химии.
Дополнить п. 6,7:
6) для слепых и слабовидящих обучающихся:
формирование приемов осязательного и слухового самоконтроля в процессе формирования трудовых действий;
формирование представлений о современных бытовых
тифлотехнических средствах, приборах и их применении в
повседневной жизни;
7) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного
аппарата:
владение современными технологиями укрепления и
сохранения здоровья, поддержания работоспособности,
профилактики предупреждения заболеваний, связанных с
учебной и производственной деятельностью, с учетом двигательных, речедвигательных и сенсорных нарушений у
обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата;
владение доступными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физиче-
ской работоспособности, физического развития и физических качеств;
владение доступными физическими упражнениями
разной функциональной направленности, использование их
в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой
работоспособности;
владение доступными техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное
применение их в игровой и соревновательной деятельности;
умение ориентироваться с помощью сохранных анализаторов и безопасно передвигаться в пространстве с использованием при самостоятельном передвижении ортопедических приспособлений.
Содержательный раздел
2.2. Программы отдель- Изменить название раздела:
ных учебных предметов,
курсов, в том числе инПрограммы отдельных учебных предметов, курсов, в том
числе интегрированных, курсов внеурочной деятельности
тегрированных
2
Дополнить и изменить:
3
Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том
числе внеурочной деятельности, разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру.
Рабочие программы учебных предметов, курсов
должны содержать:
1)
планируемые результаты освоения учебного предмета,
курса;
2) содержание учебного предмета, курса;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности
должны содержать:
1) результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием
форм организации и видов деятельности;
3) тематическое планирование.
Рабочие
программы Дополнить и изменить:
учебных предметов, курсов, в том числе инте- Планируемые результаты освоения
учебного предмета,
курса (Русский язык; Иностранный
язык. Второй иногрированных
странный язык; История России. Всеобщая история; Математика, Алгебра. Геометрия. Информатика; Физика; Химия; Физическая культура)
Организационный раздел
3.1. Учебный план
Предметные области и учебные предметы «Русский язык и
литература» (русский язык; литература); «Иностранные
языки» (иностранный язык, второй иностранный язык)