Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 146
Приложение
к Основной образовательной программе
основного общего образования
ПРОГРАММЫ
ОТДЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ, КУРСОВ
ЧАСТЬ II
1
Оглавление
2.2.2.20. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
2.2.2.21. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «СЕКРЕТЫ ОРФОГРАФИИ»
2.2.2.22. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА В ЗАДАЧАХ»
2
В части II настоящего приложения представлены рабочие программы
учебных предметов, курсов части учебного плана школы, формируемой
участниками образовательных отношений.
Рабочие программы по всем общеобразовательным учебным предметам
и курсам являются частью основной образовательной программы основного
общего образования.
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного
общего образования рабочие программы имеют следующую структуру:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса;
3) тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы.
2.2.2.20. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИНФОРМАТИКА»
Учебный предмет «Информатика» предназначен для обучающихся 5-6х классов и ориентирован на формирование у обучающихся представлений о
научной картине мира и развитие мотивации к изучению естественнонаучных
предметов.
Освоение учебного курса «Информатика» направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения основной образовательной программы.
Личностными результатами, формируемыми при изучении учебного
курса, являются:
1)
уважительное отношение обучающихся к достижениям
отечественной науки в области информационных технологий;
2)
сформированность представлений об информации как важнейшем
стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
3)
понимание роли информационных процессов в современном мире;
4)
владение первичными навыками анализа и критичной оценки
получаемой информации;
5)
ответственное отношение к информации с учетом правовых и
этических аспектов ее распространения;
6)
развитие чувства личной ответственности за качество
окружающей информационной среды;
7)
способность увязать учебное содержание с собственным
жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и
ИКТ в условиях развития информационного общества;
8)
готовность к повышению своего образовательного уровня и
продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и
ИКТ;
3
9)
способность и готовность к общению и сотрудничеству со
сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественнополезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
10) способность и готовность к принятию ценностей здорового образа
жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических
условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметными результатами освоения программы курса
«Информатика» являются:
1)
владение межпредметными понятиями «объект», «система»,
«модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
2)
владение навыками смыслового чтения;
3)
приобретение опыта проектной деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
4
4)
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения
целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках
предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной
задачи;
5)
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата;
6)
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
7)
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений
и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
Познавательные универсальные учебные действия
8)
владение информационно-логическими умениями: определять
понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и
делать выводы;
9)
владение
основными
универсальными
умениями
информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск
и
выделение
необходимой
информации,
применение
методов
информационного поиска; структурирование и визуализация информации;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при
решении проблем творческого и поискового характера;
10) владение информационным моделированием как основным
методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из
чувственной формы в пространственно-графическую или знаковосимволическую модель; умение строить разнообразные информационные
структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики,
диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из
одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления
информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели
объекту и цели моделирования;
Коммуникативные универсальные учебные действия
11) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками;
12) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии
с задачей коммуникации для выражения своих чувств;
13) умение целенаправленно искать и использовать информационные
ресурсы на основе ИКТ-компетентности – широкого спектра умений и
5
навыков использования средств информационных и коммуникационных
технологий для сбора, хранения, преобразования, передачи и анализа
различных видов информации; создания личного информационного
пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксации изображений и
звуков; создания письменных сообщений, графических объектов,
музыкальных и звуковых сообщений); создания, восприятия и использования
гипермедиасообщений; коммуникации и социального взаимодействия.
Предметными
результатами
освоения
программы
курса
«Информатика» являются:
1)
формирование информационной и алгоритмической культуры;
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве
обработки информации; развитие основных навыков и умений использования
компьютерных устройств;
2)
формирование представления об основных изучаемых понятиях:
информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
3)
развитие алгоритмического мышления, необходимого для
профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений
составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование
знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях;
знакомство с одним из языков программирования и основными
алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
4)
формирование умений формализации и структурирования
информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии
с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с
использованием соответствующих программных средств обработки данных;
5)
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного
поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения
соблюдать нормы информационной этики и права.
Уровневый подход в системе планируемых предметных результатов
Выпускник научится:
понимать и правильно применять на бытовом
уровне понятий «информация», «информационный
объект»;
приводить примеры передачи, хранения и
обработки информации в деятельности человека, в
живой природе, обществе, технике;
приводить примеры древних и современных
информационных носителей;
классифицировать информацию по способам её
восприятия человеком, по формам представления на
материальных носителях;
кодировать
и
декодировать
сообщения,
используя простейшие коды;
определять, информативно или нет некоторое
сообщение, если известны способности конкретного
субъекта к его восприятию.
6
Выпускник получит
возможность научиться:
сформировать представление об
информации как одном из основных понятий
современной науки, об информационных
процессах и их роли в современном мире;
сформировать
представление
о
способах кодирования информации;
преобразовывать информацию по
заданным правилам и путём рассуждений;
научиться решать логические задачи
на установление взаимного соответствия с
использованием таблиц;
приводить примеры единичных и
общих
понятий,
отношений
между
понятиями;
для
объектов
окружающей
действительности указывать их признаки —
свойства, действия, поведение, состояния;
определять устройства компьютера (основные и
подключаемые) и выполняемые ими функции;
различать
программное
и
аппаратное
обеспечение компьютера;
запускать на выполнение программу, работать с
ней, закрывать программу;
создавать,
переименовывать,
перемещать,
копировать и удалять файлы;
работать
с
основными
элементами
пользовательского интерфейса: использовать меню,
обращаться за справкой, работать с окнами (изменять
размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые
окна);
вводить информацию в компьютер с помощью
клавиатуры и мыши;
выполнять арифметические вычисления с
помощью программы Калькулятор;
применять текстовый редактор для набора,
редактирования и форматирования простейших текстов
на русском и иностранном языках;
выделять, перемещать и удалять фрагменты
текста;
создавать
тексты
с
повторяющимися
фрагментами;
использовать простые способы форматирования
(выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение
величины шрифта) текстов;
создавать и форматировать списки;
создавать, форматировать и заполнять данными
таблицы;
создавать круговые и столбиковые диаграммы;
применять простейший графический редактор
для создания и редактирования простых рисунков;
использовать основные приёмы создания
презентаций в редакторах презентаций;
осуществлять поиск информации в сети
Интернет с использованием простых запросов (по
одному признаку);
ориентироваться на интернет-сайтах (нажать
указатель, вернуться, перейти на главную страницу);
соблюдать
требования
к
организации
компьютерного
рабочего
места,
требования
безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
понимать
сущность
понятий
«модель»,
«информационная модель»;
различать натурные и информационные модели,
приводить их примеры;
«читать» информационные модели (простые
таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и
др.), встречающиеся в повседневной жизни;
перекодировать
информацию
из
одной
пространственно-графической
или
знаковосимволической формы в другую, в том числе
использовать
графическое
представление
(визуализацию) числовой информации;
строить простые информационные модели
объектов из различных предметных областей.
понимать смысл понятия «алгоритм», приводить
примеры алгоритмов;
понимать
термины
«исполнитель»,
«формальный исполнитель», «среда исполнителя»,
7
называть отношения, связывающие
данный объект с другими объектами;
осуществлять деление заданного
множества объектов на классы по заданному
или самостоятельно выбранному признаку —
основанию классификации;
приводить примеры материальных,
нематериальных и смешанных систем;
овладеть
приёмами
квалифицированного клавиатурного письма;
научиться
систематизировать
(упорядочивать) файлы и папки;
сформировать представления об
основных
возможностях
графического
интерфейса
и
правилах
организации
индивидуального
информационного
пространства;
расширить знания о назначении и
функциях
программного
обеспечения
компьютера; приобрести опыт решения
задач
из
разных
сфер
человеческой
деятельности
с
применение
средств
информационных технологий;
создавать объемные текстовые
документы, включающие списки, таблицы,
диаграммы, рисунки;
осуществлять
орфографический
контроль в текстовом документе с помощью
средств текстового процессора;
оформлять текст в соответствии с
заданными требованиями к шрифту, его
начертанию, размеру и цвету, к выравниванию
текста;
видоизменять готовые графические
изображения
с
помощью
средств
графического редактора;
научиться
создавать
сложные
графические объекты с повторяющимися и
/или преобразованными фрагментами;
научиться создавать на заданную
тему мультимедийную презентацию с
гиперссылками, слайды которой содержат
тексты, звуки, графические изображения;
демонстрировать презентацию на экране
компьютера или с помощью проектора;
научиться работать с электронной
почтой (регистрировать почтовый ящик и
пересылать сообщения);
научиться
сохранять
для
индивидуального использования найденные в
сети Интернет материалы;
расширить
представления
об
этических
нормах
работы
с
информационными объектами.
сформировать
начальные
представления о о назначении и области
применения моделей; о моделировании как
методе научного познания;
приводить
примеры
образных,
знаковых и смешанных информационных
моделей;
«система команд исполнителя»; приводить примеры
формальных и неформальных исполнителей;
осуществлять
управление
имеющимся
формальным исполнителем;
понимать правила записи
и выполнения
алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции
«следование», «ветвление», «цикл»;
подбирать алгоритмическую конструкцию,
соответствующую заданной ситуации;
исполнять линейный алгоритм для формального
исполнителя с заданной системой команд;
разрабатывать план действий для решения задач
на переправы, переливания и пр.
познакомится
с
правилами
построения табличных моделей, схем, графов,
деревьев;
выбирать форму представления
данных (таблица, схема, график, диаграмма,
граф, дерево) в соответствии с поставленной
задачей.
исполнять алгоритмы, содержащие
ветвления и повторения, для формального
исполнителя с заданной системой команд;
по данному алгоритму определять,
для решения какой задачи он предназначен;
разрабатывать в среде формального
исполнителя
короткие
алгоритмы,
содержащие
базовые
алгоритмические
конструкции и вспомогательные алгоритмы.
Содержание учебного курса «Информатика». 5-6 классы
Информация вокруг нас
Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды
информации по способу получения.
Хранение информации. Память человека и память человечества.
Носители информации.
Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи
информации. Электронная почта.
Код, кодирование информации. Способы кодирования информации.
Метод координат.
Формы представления информации. Текст как форма представления
информации. Табличная форма представления информации. Наглядные
формы представления информации.
Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации.
Изменение формы представления информации. Систематизация информации.
Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование
информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование
информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись.
Задачи на переливания. Задачи на переправы.
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира.
Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.
Информационные технологии
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией.
Техника безопасности и организация рабочего места.
Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода
информации (текста, звука, изображения) в компьютер.
8
Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки.
Основные правила именования файлов.
Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач.
Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с
помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ.
Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы
управления, имеющиеся в диалоговых окнах.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш.
Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац.
Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент.
Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование
фрагментов.
Проверка
правописания,
расстановка
переносов.
Форматирование
символов
(шрифт,
размер,
начертание,
цвет).
Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки,
междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков.
Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Компьютерная графика. Простейший графический редактор.
Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших
графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с
фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование
фрагментов. Устройства ввода графической информации.
Мультимедийная
презентация.
Описание
последовательно
развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки
анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью
смены последовательности рисунков.
Информационное моделирование
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия,
поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их
классификация. Состав объектов. Системы объектов.
Модели объектов и их назначение. Информационные модели.
Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления
таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.
Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное
представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Алгоритмика
9
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители.
Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры
формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система
команд. Управление исполнителями с помощью команд и их
последовательностей.
Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов
(нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных
алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной
жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).
Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для
управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.
Тематическое планирование
5 класс (35 часов в год)
№
п/п
1.
Разделы программы и темы уроков
Информация вокруг нас
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
10)
11)
12)
13)
14)
15)
15
Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас.
Техника безопасности.
Хранение информации.
Передача информации.
Электронная почта.
В мире кодов. Способы кодирования информации.
Метод координат.
Текст как форма представления информации. Компьютер –
основной инструмент подготовки текстов.
Представление информации в форме таблиц. Структура
таблицы.
Разнообразие задач обработки информации. Систематизация
информации.
Поиск информации.
Кодирование как изменение формы представления
информации.
Преобразование информации по заданным правилам.
Преобразование информации путем рассуждений.
Разработка плана действий. Задачи о переправах.
Табличная форма записи плана действий. Задачи о
переливаниях.
Информационные технологии
2.
1)
2)
3)
4)
5)
6)
Количество
часов
Компьютер – универсальная машина для работы с
информацией
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура.
Управление компьютером.
Текстовый фрагмент и операции с ним.
Основные объекты текстового документа. Ввод текста.
Редактирование текста.
10
16
7)
8)
9)
10)
11)
12)
13)
14)
15)
16)
3.
Форматирование текста.
Табличное решение логических задач.
Разнообразие наглядных форм представления информации.
Диаграммы. Создание диаграмм на компьютере.
Компьютерная графика. Инструменты графического
редактора.
Преобразование графических изображений.
Создание графических изображений.
Списки – способ упорядочивания информации.
Создание движущихся изображений.
Создание анимации по собственному замыслу.
Проектная деятельность
1
Создание итогового мини-проекта
4.
Контроль и диагностика1
1
Контрольная работа по теме «Устройство компьютера. Действия
с информацией».
Контрольная работа по теме «Формы представления
информации».
Контрольная работа по теме «Обработка информации».
Итоговая контрольная работа.
5.
Резерв
2
6 класс (70 часов в неделю)
№
п/п
1.
Разделы программы и темы уроков
Информационное моделирование
Количество
часов
22
Объекты и системы
1) Правила ТБ. Объекты окружающего мира.
2) Компьютерные объекты.
3) Отношение объектов и их множеств.
4) Разновидности объектов и их классификация.
5) Системы объектов.
6) Персональный компьютер как система.
7) Как мы познаем окружающий мир.
8) Понятие как форма мышления
9) Информационное моделирование.
10) Знаковые информационные модели.
11) Табличные информационные модели
12) Графики и диаграммы.
13) Схемы.
2.
3.
Алгоритмика
1)
2)
3)
4)
5)
32
Что такое алгоритм. Исполнитель вокруг нас.
Формы записи алгоритмов.
Типы алгоритмов.
Решение линейных алгоритмов
Решение алгоритмов ветвления
9
Контрольные работы проводятся как на отельных уроках, так и в ходе изучения соответствующих тем по
календарно-тематическому планированию, в графе «Количество часов» в настоящей программе
указываются только те часы, которые полностью используются для проведения контрольных работ.
1
11
4.
5.
6)
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
10)
11)
12)
13)
14)
15)
16)
17)
18)
19)
20)
21)
Проектная деятельность
1)
2)
3)
4)
5)
6.
Решение циклических алгоритмов
Среда обитания и СКИ Робот
Построение логических алгоритмов решения задач
Построение алгоритмов ветвления при решении задач
Построение циклических алгоритмов решения задач
Решение задач.
Вложенные циклы.
Цикл ПОКА.
Условный оператор.
Среда обитания и СКИ «Чертёжник».
Составление алгоритма решения задачи “МИР”
Составление алгоритм решения задачи.
Создание фигур.
Создание узоров.
Использование процедур.
Рисование цифр почтового индекса.
Среда обитания и СКИ «Черепашки».
Как закрасить рисунок?
Создание окружности.
Циклы. Создание рисунка
Вложенные циклы. Создание рисунка
Процедуры. Создание рисунка
23
10
Творческий проект «Создание лабиринта и его решение».
Творческий проект «5 улиц из 6 домов».
Творческий проект «Аллея цветов».
Создание творческих проектов в среде исполнителя.
Итоговый урок «Защита проектов».
Контроль и диагностика
2
Контрольная работа по теме «Информационное моделирование».
Контрольная работа по теме «Алгоритмика»
7.
Резерв
4
6 класс (35 часов в неделю)
№
п/п
1.
Разделы программы и темы уроков
Информационные технологии
1)
2.
Количество
часов
1
Файлы и папки. Размер файла.
Информационное моделирование
Объекты и системы
1) Объекты окружающего мира. Техника безопасности и
организация рабочего места.
2) Объекты операционной системы.
3) Разнообразие отношений объектов и их множеств.
Отношения между множествами.
4) Отношение «входит в состав».
5) Разновидности объекта и их классификация.
6) Классификация компьютерных объектов.
7) Системы объектов. Состав и структура системы
12
20
8)
9)
10)
11)
12)
13)
14)
15)
16)
17)
18)
19)
20)
3.
Система и окружающая среда. Система как черный ящик.
Персональный компьютер как система.
Как мы познаем окружающий мир
Понятие как форма мышления. Как образуются понятия.
Определение понятия
Информационное моделирование как метод познания
Знаковые информационные модели. Словесные
(научные,художественные) описания
Математические модели. Многоуровневые списки
Табличные информационные модели. Правила оформления
таблиц
Решение логических задач с помощью нескольких таблиц.
Вычислительные таблицы.
Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов
изменения величин и их соотношений.
Многообразие схем и сферы их применения.
Информационные модели на графах. Использование графов
при решении задач.
Алгоритмика
11
Что такое алгоритм.
Исполнители вокруг нас.
Формы записи алгоритмов.
Линейные алгоритмы.
Алгоритмы с ветвлениями.
Алгоритмы с повторениями.
Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления
Чертежником.
8) Использование вспомогательных алгоритмов.
9) Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник.
10) Обобщение и систематизации изученного по теме
«Алгоритмика»
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
4.
Проектная деятельность
1)
5.
1
Создание информационных моделей – диаграмм.
Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас»
Резерв
2
13
2.2.2.21. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«СЕКРЕТЫ ОРФОГРАФИИ»
Базовый курс «Русского языка» в 7-8 классах дополнен в учебном
плане школы вариативным предметным курсом «Секреты орфографии»,
цель которого – расширить возможности личностного развития
учащихся в области языковой культуры. Развитие пытливости,
любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям,
интереса к познавательной деятельности является важной и
необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи
осуществляется как на уроке, так и на занятиях курса «Секреты
орфографии».
Изучение лингвистических интересов учащихся показывает, как
велико желание школьников узнать новое о русском языке. Строгие
рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда
позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей. В этом
случае на помощь приходят занятия на курсе «Секреты орфографии».
Цели курса:
создать
условия
для
развития
и
совершенствования
коммуникативной, языковой и культурологической компетенций
учащихся через систематизацию и углубление материала по
орфографии, наиболее трудным ее темам, что будет способствовать
развитию познавательной активности,
формированию
положительной мотивации к изучению русского языка, воспитанию
бережного отношения и любви к нему и носителю языка –
великому русскому народу.
Содержание тем учебного курса
Принципы русской орфографии. Безударные гласные корня,
проверяемые и непроверяемые ударением. Чередование в корнях.
О-E после шипящих и “Ц” в различных частях слова.
Правописание приставок.
Правописание согласных в корне слова. Правописание Ъ и Ь.
Правописание суффиксов и окончаний различных частей речи.
Буквы “Н” и “НН” в словах различных частей речи.
14
Небуквенные орфограммы. Слитное и раздельное написание слов.
Основные случаи дефисных написаний
Написание “НЕ” с разными частями речи. Разграничение частиц
НЕ и НИ.
Правописание служебных частей речи.
Тренировочные задания по разделу “Орфография ”.
Содержание и формы обучения направлены на решение следующих
задач:
совершенствовать общую культуру учащихся, расширение их
кругозора, знаний о родном языке:
способствовать формированию орфографической зоркости при
изучении различных разделов русского языка:
развивать лингвистические способности учащихся и их
познавательную активность;
способствовать развитию мышления и коммуникативной культуры
учащихся;
Занятия позволяют развивать у учащихся интерес к изучению
предмета, воспитывать любовь к родному языку. Подобранный
занимательный и справочный материал поможет структурировать
знания, более успешно освоить основную программу по русскому
языку, развить логическое мышление учащихся.
В освоении данного курса основные формы организации работы
учащихся должны носить деятельностный и практический характер, что
позволит совершенствовать как учебные, так и общеучебные умения
учащихся (орфографический разбор, работа со справочной литературой,
подготовка сообщения, доклада, умение аргументировать свой ответ и
т.д.).
Методы и формы обучения различны: рефлексивные анкеты, ролевые
игры, лекции, беседы, практикумы, творческие задания, конкурсы,
решение ребусов, загадок, наблюдение за языковыми явлениями, работа
с различными словарями,
15
Разнообразные формы занятий помогают учащимся максимально
раскрыть свои творческие способности, развивают смекалку,
любознательность, гибкость ума, способствуют расширению их
кругозора, повышению эрудиции, стремлению к самообразованию,
направлены на развитие лидерских качеств.
Приемы работы:
игры на языковом материале, тестирование,
изготовление дидактического материала,
составление задач для занимательной грамматики, кроссвордов,
загадок, шарад, тестов,
вопросы занимательной грамматики,
краткие увлекательные рассказы учителя о жизни языка,
сообщения самих учеников о наблюдениях над языковыми
явлениями,
знакомство с работой над языком наших писателей,
сообщения на основании прочтения указанных материалов по
отдельным вопросам языка,
знакомство с научной лабораторией языковеда, техникой и
методикой лингвистического анализа.
Планируемые результаты
К концу изучения обучающиеся должны:
в совершенстве владеть приемами самопроверки;
уметь выделять орфограммы и правильно писать слова в
соответствии с правилами русской орфографии; находить
изученные орфограммы в словах и между словами, правильно
писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор
написания; находить и исправлять орфографические ошибки;
правильно писать изученные в 5-7 классах слова с непроверяемыми
написаниями;
16
владеть орфографическими знаниями в соответствии с курсом
основных и дополнительных заданий и применять их на практике.
Участвовать в исследовательской
различного уровня;
деятельности,
олимпиадах
Тематическое планирование
7 класс
№
1.
2.
3.
4.
5
6
7
8
9
Тема
Возникновение
письменности.
Орфография как раздел
науки о языке. Основные
принципы русской
орфографии.
Тайна фонемы.
Ударение под гласной
может сделать букву
ясной.
Коварные словарные
слова.
Орфографический
словарь – наш главный
помощник.
Проверь себя. Тест №1.
Опасные согласные.
Звонкие и глухие
согласные
10
Разделительный Ъ
11
12
13
Разделительный Ь
Слитно, раздельно,
через дефис
Содержание занятия
Как возникла письменность. Как обходились без письма? Древние
письмена. Что обозначается в русском языке буквами.
Орфография - раздел науки о языке. «Фонемные» и «нефонемные»
правила. Основные принципы русской орфографии.
Смыслоразличительная роль звуков.
Образование звуков, определение сильной и слабой позиций в
слове.
Правописание безударных гласных в корне слова: проверяемых
непроверяемых, чередующихся. Правописание согласных в корне
слова: звонких и глухих, непроизносимых, двойных.
Правописание букв И, А, У после шипящих. Буквы Ы и И после Ц.
Буквы О – Ё после шипящих в корне слова. Буквы О – Ё – Е после
шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи. Буквы О
и Е.
Словарная работа со словами. Знакомство со словом. Составление
словосочетаний с данным словом. Составление предложений с
данным словом. Нахождение данного слова в тексте.
Исправление речевых ошибок (неправильное употребление
данного слова в тексте).
Работа со словарем.
Работа с тестом
Парные и непроизносимые согласные. Работа по ленте букв,
выявление опасных мест при письме.
Различение звонких/глухих. Тренировочные упражнения.
Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи.
Употребление буквы Ь после шипящих в существительных,
глаголах, наречиях и частицах. Неупотребление буквы Ь на конце
кратких прилагательных с основой на шипящую.
Правописание ПОЛ- со словами. Слитное и дефисное написание
сложных существительных и сложных прилагательных. Слитное,
дефисное и раздельное написание наречий и наречных выражений.
Слитные и раздельные написания предлогов и союзов. Раздельное
и дефисное написание частиц со словами.
17
14
Не с разными частями
речи
Правописание НЕ с разными частями речи.
Слитное написание приставки НЕДО - со словами.
Н и НН в суффиксах
прилагательных,
причастий
Н в кратких причастиях
Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, полных
причастий отглагольных прилагательных.
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
Способы образования
сложных слов.
Решение
орфографических задач.
Проверь себя. Тест №2.
История образования и
написания числительных
Правописание
местоимений
Орфографические
головоломки.
Классификация
приставок
Одна буква Н в кратких причастиях.
Одна и две буквы Н в кратких прилагательных, существительных и
наречиях на – О (-Е).
Способы образования сложных слов.
Работа по карточкам
Работа с тестом
Беседа. Выполнение упражнений
Сравнение существительного и местоимения. Работа с текстом
Работа по карточкам
Классификация приставок: смыслообразующие и
формообразующие; приставки с традиционным написанием,
приставки с позиционным написанием; приставки с написанием,
зависящие от смысла слова. Употребление разделительных Ъ и Ь.
Буквы Ы и И после приставок. Буквы З и С на конце приставок.
Приставки ПРЕ - и ПРИ- Приставки ПРЕ- и ПРИ-.
Правописание корней с
Классификация и правописание корней с чередующимися
чередующимися
гласными. Правописание корней с чередующимися гласными,
гласными
зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-). Правописание
корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых
согласных. (-лаг-, -раст-, -скоч-). Правописание корней с
чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и
аналогичные , -кос-). Правописание корней с чередующимися
гласными, зависящими от значения слов (-ровн-,
-плов -, -мок-).
Проверь себя. Тест №3.
Работа с тестом
Правописание личных
Правописание гласных в личных окончаниях глагола.
окончаний глагола
Правописание суффиксов существительных, прилагательных,
глаголов.
Правописание падежных Правописание букв И и Е в падежных окончаниях
окончаний
существительных.
существительных
Правописание
Правописание суффиксов существительных, прилагательных,
суффиксов
глаголов.
самостоятельных частей
речи.
Комплексный анализ
Работа с текстом.
текста
Значение орфографии в
Обобщение принципов орфографии. Сочинение – рассуждение
русском языке
.Редактирование работ в соответствии с требованиями ГИА.
18
8 класс
Тема
Кол-во
Часов
Одно и два Н в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
Введение в проблематику курса.
1
1
Суффиксы-чик- -щик –чив-лив.
1
Правописание суффиксов глаголов –ыва- ива-Открываем секреты.
1
Повторение правописания суффиксов.
1
НЕ с разными частями речи.
Проверочная
работа
прилагательных».
по
1
теме
«Правописание
суффиксов
имен
1
1
Работа над ошибками.
1
Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-
1
Правописание производных предлогов..
1
Правописание суффиксов действительных причастий.
Правописание отрицательных местоимений.
1
1
(Буквы е-и в корнях с чередованием).
1
Суффикс а продолжает командовать. Что правда, что ложь –кас –кос- и -лаг –
лож-.
Командует ударение. Чередование в корнях –зар- зор-, -гар-гор-.
Командуют согласные звуки. Чередование в корнях –раст(ращ), -рос-, -скачскоч-.
1
1
1
1
Командует смысл (-равн-ровн-, -мак – мок-)..
1
«Пересаженные» корни. (Иноязычные корни).
1
П Приставки-труженицы. Поговорим о всех приставках сразу.
1
П
Приставки, которые пишутся всегда одинаково.
1
1
Коварная приставка с.
1
19
« Нарушители» главного правила. Приставки на –з и -с.
П Приставки пре и при. Что может означать приставка при-? Что может означать
приставка пре-?
П Иноязычные морфемы (архи-, пан-, квази- анти-, инфра-, экстра-, контр-, псевдо
-) в качестве приставок.
«Тренируемся все вместе» (различение приставок ).
1
1
1
1
К Как морфология порядок навела? Большая роль- большая буква
1
П Падеж и склонение знать -правильно писать. Сложные случаи правописания
имён существительных
Очень познавательное имя прилагательное. Надо знать, где одну-две н писать.
Здравствуй, дядюшка глагол. О спряжении глаголов.
1
1
1
Правописание гласных в суффиксах глаголов.
Привет, причастие. Выбираем гласную в суффиксах причастий. Эта коварная
частица не. Надо знать, где одну-две н писать
4
Выпуск «Занимательных карточек».
Составление страниц занимательных упражнений по изученным темам.
Подведем итоги.
Итоговое тестирование. Диктанты с заданием.
2.2.2.22. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ФИЗИКА В ЗАДАЧАХ»
Решение физических задач – один из основных методов обучения физике. С помощью
решения задач сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются
проблемные ситуации, сообщаются знания из истории науки и техники,
Актуальность курса – формирование практических и интеллектуальных компетентностей,
формирование таких качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность,
внимательность, дисциплинированность; развитие эстетических чувств, формирование
творческих компетентностей.
Цель:
– развитие
интереса
к
физике,
к
решению
физических
задач;
–
совершенствование
полученных
в
основном
курсе
знаний
и
умений;
– формирование представлений о постановке, классификации, приёмах и методах решения
школьных физических задач;
20
Задачи:
- углубление и развитие познавательного интереса учащихся к физике.
- формирование умений работать со школьной учебной физической задачей.
- Применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения
физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического
содержания, использования современных информационных технологий;
- Использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач.
Итогом работы по данной программе может служить реализация поставленных целей и задач, т.
е. учащиеся совершенствуют знания, полученные из курса физики, приобретают навыки по
классификации задач, правильной постановке, а так же приёмам и методам их решения. В
качестве подведения итогов успешности обучения можно предложить соревнование по решению
задач между учащимися, как по отдельным темам, так и по итогам года или провести зачёт по
умению решать задачи.
Содержание
Программа согласована с содержанием основного курса физики. Она направлена и на
дальнейшее совершенствование уже усвоенных знаний и умений, и на формирование
углубленных знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. Первый
раздел носит в основном теоретический характер, здесь школьники знакомятся с минимальными
сведениями о понятии "задача", осознают значение задач в жизни, науке, знакомятся с
различными сторонами работы с задачами.
Не смотря на то, что программа рассчитана на учащихся 8 класса, в начале
рассматриваются задачи из разделов курса физики 7 класса по теме “Взаимодействие тел”, так
как она включает в себя понятия, используемые на протяжении всего курса физики. Затем
повторяется тема “Давление”, рассматриваются как давление твёрдого тела, так и
гидростатическое давление. Тем более, что в дальнейшем на уроках эта тема не изучается, а
знания в этой области применяются при решении качественных задач по теме “Тепловые
явления” в 8 классе. Тема работа, мощность и энергия, применяется в разделе механика в 9
классе. Последующие разделы включают задачи по разделам курса физики 8 класса, т.е.
тепловым, электрическим и световым явлениям.
Содержание курса
1. Классификация задач (1 ч)
Что такое физическая задача? Физическая теория и решение задач. Составление физических
задач.
2. Правила и приёмы решения физических задач (1 ч)
Общие требования при решении физических задач. Этапы решения задачи, работа с текстом.
Анализ физического явления, формулировка идеи решения. Использование вычислительной
техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Типичные ошибки при решении и
оформлении физических задач. Изучение примеров решения.
3. Взаимодействие тел (4 ч)
21
Понятие плотности, расчет массы тела через плотность и объём. Сила тяжести, вес тела,
определение силы трения, расчет силы упругости. Равномерное и неравномерное движения тел,
определение скорости, пути и времени движения.
Практические задачи:
1. определение средней скорости движения человека на беговой дорожке 30м и 60 м
2. определение массы и веса воздуха в кабинете физики.
3. Определение плотности куска мыла.
Давление (3 ч)
Давление твёрдых тел.. Давление в газах и жидкостях, действие газа и жидкости на погруженное
в них тело. Сила Архимеда.
Практические задачи:
1. Вычисление силы, с которой атмосфера давит на поверхность стола.
2. Определение зависимости давления газа от температуры.
3. Плавает или тонет?
4. Работа, мощность, энергия ( 4 ч )
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Равновесие сил на рычаге.
Момент силы. «Золотое правило механики». Потенциальная и кинетическая энергия.
Превращение одного вида механической энергии в другой.
Практические задачи:
1. определение своей максимальной мощности при лазанье по канату.
5. Способы изменения внутренней энергии тела. Теплопередача. (5 ч)
Тепловое расширение твёрдых, жидких и газообразных тел. Особенности теплового расширения
воды, их значение в природе. Теплопередача и теплоизоляция. Количество теплоты. Энергия
топлива. Уравнение теплового баланса.
Практические задачи:
1. Исследование теплопроводности тел.
2. Вычисление изменения внутренней энергии тела при совершении работы.
6. Агрегатные состояния вещества. (4 ч)
Состав атмосферы. Влажность воздуха. Образование тумана и облаков. Возможность выпадения
кислотных дождей. Образование ветра. Парниковый эффект и его пагубное влияние. Плавление,
отвердевание. Порообразование и конденсация.
Практические задачи:
1. определение точки росы.
22
7. Электрический ток. (5 ч)
Закон Ома для участка цепи. Расчет сопротивления проводника. Последовательное и
параллельное соединение проводников. Закон Джоуля-Ленца. Вычисление работы и мощности
тока. тока
Практические задачи:
1. Расчет сопротивления электрической цепи при разных видах соединений.
2. «Расчёт экономии электроэнергии».
8. Электромагнитные явления. ( 2 ч)
Устройство электроизмерительных приборов. Электромагнитная индукция. Получение
переменного тока. Влияние электромагнитных полей на животных, растения и человека.
Изменение в электромагнитном поле Земли. Магнитные бури.
Практические задачи:
1. «Сделай компас».
7. Световые явления. ( 4 ч)
Скорость света в различных средах. Законы распространения света. Формула тонкой линзы.
Инерция зрения, её использование в стробоскопе и кино.
Практические задачи:
1. Изготовление перископа.
2.
«Заставь цвета исчезнуть».
8. Итоговое занятие. (1 ч)
Методическое обеспечение
При работе по данной программе учитель использует разнообразные приемы и методы: рассказ и
беседа учителя, демонстрационный эксперимент, позволяющий шире осветить теоретический
материал по тому или иному разделу физики. Для активизации учащихся используются:
подробное объяснение примеров решения задач,
коллективная постановка экспериментальных задач,
индивидуальная и коллективная работа по составлению задач,
конкурс на составление лучшей задачи.
При подборе задач необходимо использовать задачи разнообразных видов, в том числе и
экспериментальных, поэтому программой предусмотрено выполнение практических работ.
Основным при этом является развитие интереса учащихся к решению задач, формирование
познавательной деятельности через решение задач. В итоге школьники должны уметь
классифицировать предложенную задачу, составлять простейшие задачи, последовательно
выполнять и комментировать этапы решения задач средней сложности.
Тематическое планирование
23
№
п/п
Тема раздела или занятия
Количество
часов
Вид занятия
1
Классификация задач. Примеры типовых задач.
1
лекция
2
Правила и приёмы решения задач.
1
практика
Взаимодействие тел
4
3
Решение задач на расчёт плотности тел, массы и
объема.
1
4
Решение задач по теме «СИЛЫ» ( сила тяжести , вес
тела, сила упругости, сила трения)
1
практика
5
Равномерное и неравномерное движение. Расчет
скорости, пути и времени движения.
1
Лекция,
практика
6
Самостоятельное решение задач
1
Давление
3
7
Давление твёрдых тел. Гидростатическое давление
1
практика
8
Действие газа и жидкости на погруженное в них
тело. Сила Архимеда.
1
практика
9
Самостоятельное решение задач
1
практика
Работа, мощность, энергия
4
10
Механическая работа. Мощность.
1
11
Простые механизмы. Равновесие сил на рычаге.
1
12
Момент силы. «Золотое правило механики»
1
13
Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение
одного вида механической энергии в другой.
1
Способы изменения внутренней энергии тела.
Теплопередача.
5
14
Тепловое расширение твёрдых, жидких и
газообразных тел
1
практика
15
Исследование теплопроводности тел. Энергия
топлива.
1
практика
24
Лекция и
практика
практика
16
Вычисление изменения внутренней энергии тела при
совершении работы
1
Лекция и
практика
17
Решение задач на уравнение теплового баланса.
1
практика
18
Решение комбинированных задач на тепловые
процессы.
1
Лекция и
практика
Агрегатные состояния вещества.
4
19
Решение задач на плавление и отвердевание.
1
практика
20
Решение задач на парообразование и конденсацию.
1
практика
21
Состав атмосферы, наблюдение перехода
ненасыщенных паров в насыщенные. Влажность
воздуха, определение точки росы.
.1
Лекция и
практика
22
Решение комбинированных задач на тепловые
процессы. Графики плавления (отвердевания),
парообразования (конденсации).
1
Лекция и
практика
Электрический ток
5
23
Закон Ома для участка цепи. Расчет сопротивления
электрической цепи при разных видах соединений.
1
Лекция
24
Решение задач на последовательное и параллельное
соединение проводников.
1
практика
25
Определение стоимости израсходованной
электроэнергии по мощности потребителя и по
счётчику.
1
практика
26
Определение КПД электродвигателя
1
практика
27
Самостоятельное решение задач
1
Электромагнитные явления
2
28
Устройство электроизмерительных приборов.
Электромагнитная индукция. Получение переменного
тока
1
практика
29
Влияние электромагнитных полей на животных, 1
растения и человека. Изменение в электромагнитном
поле Земли. Магнитные бури.
практика
30
Световые явления
4
Законы отражения и преломления.
1
25
Лекция и
практика
31
Определение фокусного расстояния и оптической
силы рассеивающей линзы.
1
практика
32
Формула тонкой линзы. Определение оптической
силы линзы.
1
практика
33
Самостоятельное решение задач
1
практика
34
Олимпиада по физике
1
Лекция и
практика
26