Адаптированная_образовательная_программа_МАОУ_СОШ_№146_на_2024-2025_уч.год_

Раздел I. Введение
Адаптированная образовательная программа – образовательная программа,
адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с
учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Адаптированная образовательная программа для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья МАОУ СОШ №146 разработана с
учетом следующих документов:
- Конституции РФ;
- Конвенции о правах ребенка;
- Федерального закона от 29.12.2013 г. № 273 –ФЗ « Об образовании в
Российской Федерации»;
- Закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка";
- Конвенции модернизации российского образования на период до 2020
года.
Образовательная деятельность школы регулируется нормативноправовыми актами федерального, регионального, муниципального уровня и
локальными актами, разработанными школой в рамках своей компетентности.
Нормативно-правовая база способствует обеспечению образовательного
уровня подготовки обучающихся в соответствии с требованием
государственного стандарта с учетом психофизических параметров личности
детей с ограниченными возможностями здоровья.
Целью разработки данной программы является создание в МАОУ СОШ
№146 гуманной адаптированной среды для детей с задержкой психического
развития с целью социально – персональной реабилитации и последующей
интеграции их в современном социально – экономическом и культурно –
нравственном пространстве.
Задачи:
1.
Обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на
получение бесплатного образования.
2.
Организация качественной коррекционной работы с учащимися с
задержкой психического развития.
3.
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе
совершенствования образовательного процесса.
4.
Создание благоприятного психолого-педагогического климата для
реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ.
5.
Расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы
для организации обучения детей с ОВЗ.
6.
Совершенствование системы кадрового обеспечения.
Анализ состояния здоровья детей, социального статуса семей обучающихся,
психологического портрета педагогического коллектива, уровня квалификации
специалистов школы позволил определить основные цели, задачи и
направления образовательной деятельности. Успешность образовательной
деятельности зависит от:
 состояния здоровья обучающихся;

психологической и социальной защищенности детей;
 комфортных условий в классе, школе;
  типа взаимодействия и общения взрослых и детей;
 наличия коррекционно-развивающих программ, направленных на
исправление недостатков психофизического и личностного развития детей; 
На предстоящий год ставим цель по созданию оптимальной коррекционноразвивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные
возможности для получения образования, воспитания, коррекции недостатков
развития, социализации выпускников.
Образовательная программа учитывает региональные, местные условия и
особенности самой школы.
Адаптированная образовательная программа реализуется на следующих
уровнях общего образования:
- основное общее образование - 5лет.


Раздел II. Концептуальные основы работы школы с обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья.
В 2020-2021 учебном году на уровне основного общего образования в
школе функционирует 4 классов для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья - это классы для детей с задержкой психического
развития (с 6 по 9 класс по одному классу на параллели).
Цель организации классов для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья - создание условий для детей, испытывающих
затруднения в освоении общеобразовательных программ, адекватных
особенностям их воспитания и обучения, позволяющих предупредить
дезадаптацию в условиях школы. Классы сформированы по результатам
обследования детей специалистами ПМПК, укомплектованы по смешанному
принципу. В школе есть дети, которые начали обучение в условиях массовой
школы, а затем, получив рекомендации ПМПК были направлены в эти классы,
а также есть дети, пришедшие в школу из специализированного ДОУ.
Продолжительность учебного года:
5-9 классы - не менее 34 учебных недель.
Продолжительность урока в 5-9 классах- 40 минут, шестидневная учебная
неделя.
Учебный план основного общего образования - устанавливает пятилетний
срок освоения государственных программ основного общего образования.
Система обучения детей с нарушениями психического развития
предусматривает проведение занятий по коррекции и исправлению недостатков
развития, восполнению пробелов в знаниях. Цель занятий - индивидуальная
коррекция пробелов общего развития учащихся, их предшествующего
обучения, направленная подготовка к усвоению ими учебного материала.
Продолжительность занятий с одним учеником (или группой) 15-25мин.
Занятия в классах для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья проводят учителя, логопед, психолог. Группы на коррекционные
занятия комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых,
двигательных, интеллектуальных, психосенсорных и других нарушений.

В 5-9 классах предусмотрены индивидуальные и групповые занятия по
коррекции нарушенных функций: «Индивидуально - коррекционные занятия по
математике» (5-9 класс), «Индивидуально- коррекционные занятия по русскому
языку» (5-9 класс), «Индивидуально- коррекционные занятия по физике» (7
класс). Индивидуально- коррекционные занятия включают общеразвивающие (
тренировка памяти, внимания и др.), предметные (ликвидация пробелов в
знаниях) и пропедевтические (подготовка детей к восприятию наиболее
трудных тем программы) занятия. В связи с тем, что в 7 классе программой по
учебному предмету «Физика» предусматривается решение большого
количества задач, а учащиеся с задержкой психического развития имеют
недостаточную математическую подготовку, в учебный план включены
индивидуально- коррекционные занятия по физике
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся во
второй половине дня, продолжительность занятий 15-25 минут.
Кадровое и материально-техническое обеспечение образовательного
процесса для обучающихся с ОВЗ.
В школе на 1 сентября 2020 года преподают 27 человек, работающие с
данной категорией детей. В школе имеются специалисты: 2 учителя- логопеда,
2 педагога-психолога.
Учащиеся обучаются в кабинетах, оборудованных компьютером с
доступом к ресурсам Интернет, при необходимости пользуются библиотекой.
Инфраструктура школы, материальная база соответствует современным
требованиям и достаточна для создания требуемых условий для обучения и
развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
В школе имеется спортзал, мультимедийный кабинет и кабинет
информатики, кабинеты обслуживающего и технического труда, медиатека,
столовая, сенсорная комната.
Раздел
III.
Приоритетные
направления,
цель
и
задачи
образовательного процесса.
Выбор приоритетных направлений работы школы, определение цели и задач
деятельности педагогического коллектива с детьми с ОВЗ определяется в
зависимости от специфических характеристик образовательного пространства
школы, а именно:
 социальным заказом на обеспечение образовательных услуг для
учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

 индивидуальными возможностями, способностями и интересами
учащихся с интеллектуальными нарушениями и их родителей;

 реальным состоянием физического и нравственного здоровья учащихся;
необходимостью поддерживать и развивать здоровый образ жизни;

 необходимостью активизировать становление ценностных ориентаций
обучающихся через систему воспитания и дополнительного образования,
обеспечивающую содержательный образовательно-культурный досуг.
Таким образом, организация образования в школе строится на принципах
личностно-ориентированной педагогики, гуманизации образования и
вариативности содержания образования. В данной адаптированной

образовательной программе формируются следующие приоритетные
направления деятельности педагогического коллектива:
 осуществление
обучения и воспитания личности, способной
адаптироваться к социуму и найти свое место в жизни; сознающей
ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей
права, свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к
взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,

 обеспечение непрерывности начального общего, основного общего
специального (коррекционного) образования;

 создание условий для максимально эффективного развития (доразвития
нарушенных функций) и социальной реабилитации учащегося с
ограниченными возможностями здоровья, для осознанного выбора им
профессии через организацию углубленного трудового обучения,

 реализация дополнительного образования через систему внеурочной и
внешкольной деятельности;

 обеспечение мер, повышающих эффективность социальной адаптации
учащихся;

 создание условий для сохранения и укрепления физического и
нравственного здоровья учащихся.
Приоритетные направления в деятельности школы в вопросах инклюзивного
образования могут быть реализованы лишь при четком, взаимодополняющем
взаимодействии основных структурных блоков:
 педагогическая работа, обеспечивающая базовое образование в
соответствии с требованиями образовательных программ;

 психологическаяработа,обеспечивающаякоррекционную
направленность обучения и воспитания и комфортность учащихся в
рамках образовательного пространства школы;
 дополнительное образование;

 воспитательная работа, обеспечивающая становление ценностных
ориентаций личности;

 внедрение здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих
формирование стереотипа здорового образа жизни.
Необходимо отметить, что каждое из перечисленных приоритетных
направлений очень многогранно. Предполагается корректировка поставленных
перед коллективом конкретных задач по мере продвижения к намеченной выше
цели.
Ожидаемые конечные результаты Программы.
Обеспечение базового уровня образования для обучающихся с ОВЗ:
1)начальное общее образование -формирование общеучебных умений и
навыков, познавательных интересов учащихся и их самообразовательных
навыков;
2)основное общее образование, представляющее собой продолжение
формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных
навыков, педагогический коллектив основной школы стремится заложить
фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимый для
освоения общеобразовательной программы и выбора учащимся направления

профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и
возможностей; создать условия для самовыражения учащихся на учебных
занятиях в школе.
Выпускник основной школы – это социально адаптированный человек,
соблюдающий
нормы
общественного
поведения,
владеющий
коммуникативными навыками. Это профессионально – определившаяся
личность с развитыми творческими способностями; личность, умеющая
принимать решения с учетом жизненных обстоятельств и реализовать свои
способности наиболее эффективными для себя и окружающих способами,
ведущими к постоянному успеху, самореализации и самоактуализации.
Результаты освоения программы основного общего образования
Критерии
Показатели
Когнитивный
 Уровень обученности в соответствии с требованием
(познавательный)
государственного образовательного стандарта.
 Максимальное преодоление недостатков познавательной
деятельности.
Ценностный







Уровень
воспитанности






Состояние
здоровья





Максимальное снижение имеющейся социальной
недостаточности.
Ориентация на активную жизненную позицию.
Приобретение необходимых знаний и навыков жизни в
обществе.
Овладение навыками культуры поведения и общения как
необходимыми условиями социализации.
Выработка положительных качеств в процессе
воспитания и социализации.
Сформированность правильной оценки окружающих и
самих себя.
Сформированность нравственного отношения к
окружающим.
Повышение регулирующей роли интеллекта в поведении
учеников в разных ситуациях и разных видах
деятельности.
Охрана и укрепление психофизического здоровья
обучающихся.
Снижение уровня тревожности.
Формирование положительного отношения к здоровому
образу жизни (ЗОЖ).

Данные модели не только являются прообразом и желаемым результатом,
это отправная точка планирования и важное звено в управлении реализацией
образовательной программы.

На основе моделей строится стратегическое и тактическое
планирование, происходит регулирование и коррекция процессов, в
целях достижения запланированных положительных результатов.





Раздел IV. Подходы и организация образовательного пространства школы.
1. Организация психолого – педагогического сопровождения, социальной
защиты детей в школе.
Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
возложена на классного руководителя и заместителя директора по учебной
деятельности и специалистов. В школе организована работа школьного
психолого-педагогического консилиума (ШППк) с целью изучения личности,
выявления возможностей ребенка с целью выработки форм и методов
организации образовательного процесса.
Психологическое сопровождение образовательного процесса реализуется
во время проведения коррекционной работы на уроках и внеурочное время.
ШППк осуществляет сопровождение учащихся на протяжении всего
периода обучения в школе, консультирование всех участников педагогического
процесса.
На ШППК возложена обязанность:
 отслеживать уровень психического и психологического развития
учащихся;
 вести коррекцию познавательных процессов, личностного и
эмоционально-волевого развития детей,
 оказывать психологическую помощь учащимся, имеющим трудности
в поведении и общении;
 своевременно выявлять социально-дезодаптированные семьи и
оказывать психологическую поддержку детям из них.
 вести мониторинг уровня физического здоровья детей с
последующими рекомендациями по снижению (в случае
необходимости) объема домашних заданий, выбора форм занятий,
перевода на индивидуальный учебный план.

Все педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, ведут наблюдение за развитием,
особенностями психических функций каждого ребенка, что позволяет всем
педагогам изучить прошлый опыт и на нем строить коррекцию
и проводить корригирующие мероприятия.
В школе уделяется большое внимание профилактике правонарушений,
осуществляется контроль посещаемости данными учащимися школьных занятий,
организуются встречи с инспекторами ПДН. Разработана и внедряется в действие
план по защите прав детей, предупреждению правонарушений и преступлений,
профилактике курения и алкоголизма, токсикомании и наркомании среди учащихся
с ОВЗ в том числе.

2. Характеристика видов деятельности и задач, решаемых субъектами
образовательного процесса.
Виды деятельности школьника:
 индивидуальная и коллективная учебная деятельность,

 проектная деятельность, ориентированная на получение социальнозначимого продукта,

 социальная деятельность,

 творческая деятельность (художественное, техническое и другое
творчество), направленная на самореализацию и самосознание,

 спортивная деятельность.
Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности
  научиться самостоятельно планировать учебную работу, осуществлять
целеполагание в знакомых видах деятельности совместно с педагогом,
 научиться осуществлять контроль и оценку собственного участия в
разных видах деятельности,
 выстроить адекватное представление о собственном месте в мире,
осознать собственные предпочтения и возможности,

 научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли,
ощущения, переживания, чувства,

 научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и
младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность
с ними.
Задачи, решаемые педагогами:





 реализовать образовательную программу школы в разнообразных
организационно-учебных формах,
 подготовить учащихся к выбору профессии,
 организовать систему социальной жизнедеятельности,
 создать пространство для реализации подростков, проявления
инициативных действий.
3. Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию программы.
Подборобразовательныхтехнологийоснованнаучете
психофизиологических особенностей учащихся с ОВЗ. В своей
образовательной деятельности, направленной на гармоничное развитие
личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, учителя
используют следующие педагогические технологии:

Традиционные технологии:

обязательные этапы на уроке:
- проверка усвоения пройденного;
- объяснение нового материала;
- закрепление полученных знаний;
- домашние задания
Технологии активных форм и методов: виды уроков:
- уроки - путешествия;
- уроки-сказки;
- игра по станциям;
- путешествие и др.
Технологии активных форм и методов: - игровые технологии;
- проектная технология;
- работа в парах и группах;
Здоровьесберегающие технологии:
- технология обеспечения
двигательной активности
(В.Ф.Базарного),
- оздоровительные технологии С.
Ковалько, З. Тюмясевой
Авторские педагогические
- технологии индивидуального и
технологии:
дифференцированного подхода
- технологии личностноориентированного подхода И.С.
Якиманской,
- школа адаптирующей педагогики
Ямбурга
4. Система аттестации учащихся
В школе принята 5-бальная система оценивания обучающихся с ОВЗ.
Требования, предъявляемые к учащимся, согласуются с требованиями
образовательных программ и рекомендациями по оценке знаний, умений и
навыков учащихся. Ответственность за объективность оценки знаний учащихся
возлагается на учителя. Вопросы качества обучения учащихся
контролируется по плану внутришкольного контроля.
Ведущими формами промежуточной аттестации являются:
 мониторинг знаний, умений и навыков по предметам; 
 административные контрольные работы;

 мониторинг уровня развития учащихся (совместно с психологами и
логопедом).


5. Мониторинг образовательного процесса.
Критерии и
Показатели
Периодич
компоненты
критериев
ность
образовательно
контроля
го мониторинга
Качество
Уровень
освоения 1 раз в
образования
образовательной
четверть
программы
(контрольные
работы,
проверка
техники чтения)

Объект
изучения

Ответственн
ый

ЗУН
ОУУН

Учитель
Заместитель
директора по
УД

Динамика
развития
психических
функций
и
эмоционально волевой сферы
Состояние
здоровья
учащихся

Состояние высших сентябрь
нервных процессов
(листы
динамики
развития)

Психичес
кие
функции
уч-ся

ШППк,
педагогпсихолог,
учитель

Физическое
развитие учащихся
Психосоматическое
здоровье учащихся
(медосмотр, листки
здоровья
и
физического
развития, данные о
пропусках
уроков
по
болезни,
комфортность
обучения,
уровень
адаптации
к
обучению в школе,
уровень
школьной
тревожности).
Сформированность
интегративных
качеств личности.

Учащиеся

Медицинский
работник
Учитель
физкультуры

Уровень
воспитанности
учащихся

Сентябрь,
май

Заместитель
директора по
УД

Педагогпсихолог
Сентябрь,
апрель

Учащиеся
Классный
руководитель

Количество
учащихся,
состоящих на учете
в ПДН.
Выявление
учащихсягруппы
риска.
Социальное
Состав учащихся по
положение
уровню
учащихся
материального
и
морального
благополучия
(социальный
паспорт класса).
Степень
Результаты участия
социализации и учащихся школы в
трудовой
различных
адаптации
предметных
конкурсах

2 раза в
год

Заместитель
директора по
ВР

1 раз в
четверть
Сентябрь

Два раза в
год
1 раз в год

Учащиеся

Классный
руководитель
Заместитель
директора по
ВР
Классный
руководитель
Заместитель
директора по
ВР

Раздел V . Контроль реализации образовательной программы в школе





Контроль реализации образовательной программы основывается на
системе управления Школой, исходит из необходимости постоянно
осуществлять научно-педагогический поиск в выбранном направлении,
корректировать программы обучения, воспитания и развития, осуществлять
методическое сопровождение образовательного процесса.
Система внутренней оценки качества образования включает в себя
мероприятия, позволяющие получить реальные данные по состоянию
образовательного процесса в школе в целом.
Цель внутренней оценки качества образования: обеспечить уровень
преподавания и качества обучения, воспитания и развития учащихся
соответствующие
требованиям,
предъявляемым
к
коррекционному
образованию и позволяющие создать гуманную коррекционно-развивающую
образовательную среду.
Задачи:

осуществлять контроль за достижением учащегося уровня обученности в
соответствии с требованиями образовательных программ;

осуществлять контроль за обеспечением содержания образования в
соответствии с требованиями образовательных программ;

осуществлять контроль за выполнением программ ;

предъявлять требования к преподаванию, соответствующего программе
развития целостной образовательной среды;

осуществлять контроль за качеством преподавания, методическим
уровнем
и повышением квалификации педагогов;


осуществлять контроль за организацией преемственности в преподавании
и
 обучении между уровнями НОО и ООО;

осуществлять контроль за соблюдением санитарно – гигиенических
требований
к образовательному процессу.

Реализация мероприятий по осуществлению внутренней оценки
качества образования позволяет иметь данные о реальном состоянии
образовательного пространства школы. Проводимый в ее рамках мониторинг
включает в себя проверку, оценку и сопоставление количественных и
качественных результатов обученности, воспитанности и развитии учащихся,
эффективности коррекционной работы, роста профессионального мастерства
учителей. Мониторинг проводится как по промежуточным, так и по конечным
результатам. Такой подход позволяет своевременно корректировать темпы
прохождения программ, содержание образования, выбор форм, средств и
методов
обучения.

Главным итогом внутренней оценки качества образования будет
достижение всеми учащимися уровня обученности, соответствующего его
психофизическим
возможностям.

Контроль осуществляется по традиционным направлениям:

1. Контроль за качеством преподавания.

выполнение учебных программ;

эффективность урока;

методический уровень учитель, рост профессионального мастерства;

обеспеченность учебным и дидактическим материалом;

индивидуальная работа с детьми;

выполнение санитарно – гигиенических требований.
2. Контроль за качеством обучения.

уровень УУД и знаний, умений и навыков учащихся;

достижение требований ФГОС и государственных образовательных
стандартов;



навыки самостоятельного познания учащихся;

готовность к освоению содержания образования по предметам.
3. Контроль за ведением школьной документации.
ведение школьных журналов;
ведение дневников;
ведение тетрадей;
оформление личных дел учащихся.
План внутренней оценки качества образования согласуется с
приоритетными направлениями работы Школы. Формирование плана
внутренней оценки качества образования производится на основе анализа
данных диагностических срезов знаний, мониторинга образовательной
деятельности школы.


Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».