ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и
естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику
психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного плана,
а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому планированию.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в 1 классе
начальной школы. Содержание обучения в 1 классе завершатся перечнем универсальных учебных действий
(УУД) — познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами
учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных особенностей младших школьников.
В первом классе предлагается пропедевтический уровень формирования УУД, поскольку становление
универсальности действий на этом этапе обучения только начинается. С учётом того, что выполнение
правил совместной деятельности строится на интеграции регулятивных (определенные волевые усилия,
саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и
коммуникативных (способность вербальными средствами устанавливать взаимоотношения) универсальных
учебных действий, их перечень дан в специальном разделе — «Совместная деятельность».
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а
также предметные достижения младшего школьника за первый год обучения в начальной школе.
В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания
обучения 1 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика
деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы.
Представлены также способы организации дифференцированного обучения.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 1 класса начального общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального
общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
начального общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом историкокультурного
стандарта.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе
и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного
возраста и направлено на достижение следующих целей:
1. формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного
взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение
естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в
содержании данного учебного предмета;
2. развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной
практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая
деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной,
художественной деятельности;
3. духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей
принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории,
культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового культурного опыта по
созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме;
обогащение духовного богатства обучающихся;
4. развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни,
приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с
экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры
общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и
индивидуальности
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является
раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и
освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и
общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных
систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков
здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих
поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на
основе следующих ведущих идей:
раскрытие роли человека в природе и обществе; освоение общечеловеческих ценностей
взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе составляет 66 часов
(два часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и общество
Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный, школьный коллектив. Друзья,
взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Совместная деятельность с
одноклассниками — учёба, игры, отдых. Рабочее место школьника: удобное размещение учебных
материалов и учебного оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила безопасной работы на
учебном месте. Режим труда и отдыха.
Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии.
Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. Домашний адрес.
Россия — наша Родина. Москва — столица России. Символы России (герб, флаг, гимн). Народы России.
Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села), региона.
Культурные объекты родного края. Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме.
Человек и природа
Природа — среда обитания человека. Природа и предметы, созданные человеком. Природные материалы.
Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая и живая природа. Наблюдение за погодой
своего края. Погода и термометр. Определение температуры воздуха (воды) по термометру. Сезонные
изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного
поведения в природе.
Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание).
Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Части растения (называние,
краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя. Комнатные
растения, правила содержания и ухода.
Мир животных Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др. ). Домашние и дикие
животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах.
Правила безопасной жизни
Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены.
Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами.
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная
разметка, дорожные сигналы).
Безопасность в сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях
контролируемого доступа в Интернет.
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Познавательные универсальные учебные действия:
сравнивать происходящие в природе изменения, наблюдать зависимость изменений в живой природе
от состояния неживой природы;
приводить примеры представителей разных групп животных (звери, насекомые, рыбы, птицы),
называть главную особенность представителей одной группы (в пределах изученного);
приводить примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать их, устанавливать различия во
внешнем виде.
Работа с информацией:
понимать, что информация может быть представлена в разной форме — текста, иллюстраций,
видео, таблицы; соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы, дополнять ответы
участников; уважительно от носиться к разным мнениям; воспроизводить названия своего
населенного пункта, название страны, её столицы; воспроизводить наизусть слова гимна России;
соотносить предметы декоративно-прикладного искусства с принадлежностью народу РФ,
описывать предмет по предложенному плану; описывать по предложенному плану время года,
передавать в рассказе своё отношение к природным явлениям; сравнивать домашних и диких
животных, объяснять, чем они различаются.
Регулятивные универсальные учебные действия:
сравнивать организацию своей жизни с установленными правилами здорового образа жизни
(выполнение режима, двигательная активность, закаливание, безопасность использования бытовых
электроприборов); оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и улицах
другими детьми, выполнять самооценку; анализировать предложенные ситуации: устанавливать
нарушения режима дня, организации учебной работы; нарушения правил дорожного движения,
правил пользования электро и газовыми приборами.
Совместная деятельность:
соблюдать правила общения в совместной деятельности: договариваться, справедливо распределять
работу, определять нарушение правил взаимоотношений, при участии учителя устранять возникающие
конфликты.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета "Окружающий мир" в 1 классе направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность
обучающихся руководствоваться традиционными
российскими социокультурными и
духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли
многонациональной России в современном мире; осознание своей этнокультурной и российской
гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной
общности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к
своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества,
осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их
индивидуальности; принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и
правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания,
уважения и доброжелательности; применение правил совместной деятельности, проявление
способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление
уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах
художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни;
выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к
физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности,
интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного
отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира; осознание
ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности,
любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием
различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания),
проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости
между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в пространстве);
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать
аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на
основе предложенного алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма
2) Базовые исследовательские действия:
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым
под руководством учителя;
определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе
предложенных вопросов;
формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие
процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа,
цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия;
коллективный труд и его результаты и др. );
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого
наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения
информации с учётом учебной задачи;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в
явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе
предложенного учителем способа её проверки; находить и использовать для решения учебных
задач текстовую, графическую, аудиовизуальную
информацию;
читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет
(с помощью учителя);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии
с учебной задачей; фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление,
высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно
высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной
жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и
опытной работы, подкреплять их доказательствами; находить ошибки и восстанавливать
деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной
жизни;
готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото,
плакаты и др. ) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению
учебной задачи; выстраивать последовательность выбранных действий и операций. 2)
Самоконтроль:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; находить ошибки в своей
работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с
небольшой помощью учителя); предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок,
предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных
для здоровья и жизни.
3) Самооценка:
-объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
-Совместная деятельность:
-понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи;
-активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности
(на основе изученного материала по окружающему миру); коллективно строить действия по достижению
общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
-проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; выполнять правила совместной
деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием
разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия
взрослого;
-называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии членов своей семьи,
-ответственно выполнять свою часть работы
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
-называть домашний адрес и адрес своей школы; проявлять уважение к семейным ценностям и
традициям, соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе; воспроизводить
название своего населённого пункта, региона, страны; приводить примеры культурных объектов
родного края, школьных традиций и праздников, традиций и ценностей своей семьи, профессий;
-различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные
материалы, части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя), группы животных(насекомые,
рыбы, птицы, звери);
-описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в родном крае дикорастущие и
культурные растения, диких и домашних животных; сезонные явления в разные времена года; деревья,
кустарники, травы; основные группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); выделять их
наиболее существенные признаки; применять правила ухода за комнатными растениями и домашними
животными;
-проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные наблюдения
(в том числе за сезонными изменениями в природе своей местности), измерения (в том числе вести
счёт времени, измерять температуру воздуха) и опыты под руководством учителя; использовать для
ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе; оценивать ситуации, раскрывающие
положительное и негативное отношение к природе; правила поведения в быту, в общественных
местах; соблюдать правила безопасности на учебном месте школьника; во время наблюдений и
опытов; безопасно пользоваться бытовыми электроприборами; соблюдать правила здорового питания
и личной гигиены; соблюдать правила безопасного поведения пешехода; соблюдать правила
безопасного поведения в природе;
с помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться электронным дневником и электронными
ресурсами школы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№
п/п
Наименование разделов
и тем программы
Дата
изучения
Виды деятельности
Виды, формы контроля
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
всего контрольные практические
работы
работы
Разде л 1. Человек и общество.
1.1.
Школьные традиции и
праздники. Классный,
школьный коллектив,
совместная деятельность.
1
0
1
02.09.2022 Экскурсия по школе,
Устный опрос;
знакомство с помещениями. ;
Обсуждение ситуаций по теме
«Правила поведения в классе
и в школе». ;
1.2.
Одноклассники,
взаимоотношения между
ними; ценность дружбы,
взаимной помощи.
1
0
1
05.09.2022 Ролевые игры;
Устный опрос;
обсуждение
различных
Творческая работа ;
проблемных ситуаций. Беседа
"Что такое дружба" ;
Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир» 1 класс
1.3.
Рабочее место
школьника. Правила
безопасной работы на
учебном месте, режим
труда и отдыха.
1
0
1
09.09.2022 Беседа
по
теме
«Как Устный опрос;
содержать рабочее место в Самооценка
с
порядке».;
использованием
"Оценочного листа" ;
Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир» 1 класс
1.4.
Россия Москва — столица
России. Народы России.
2
0
2
12.09.2022 Просмотр и обсуждение
Устный опрос;
16.09.2022 иллюстраций,
Письменный контроль;
видеофрагментов и других
материалов (по выбору) на
темы «Москва — столица
России»,
«Экскурсия
по
Москве» ;
Экскурсии, целевые прогулки,
просмотр
иллюстраций,
видеофрагментов и других
материалов (по вы бору) на
тему «Москва — столица
России».;
Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир» 1 класс
Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир» 1 класс
2
0
2
19.09.2022 Экскурсии,
целевые Самооценка
с
23.09.2022 прогулки,
просмотр использованием
иллюстраций,
«Оценочного листа»;
видеофрагментов и других
материалов о родном крае,
труде людей. ;
Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир» 1 класс
1.6.
Культурные объекты
3
родного края. Труд людей.
Ценность и красота
рукотворного мира.
0
3
26.09.2022 Рассматривание и описание Практическая работа;
07.10.2022 изделий народных промыслов Проект "Моя
родного края и народов малая родина" ;
России.
;
Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
523 мир» 1 класс
1.7.
Правила поведения в
социуме.
1
0
1
10.10.2022 Беседа по теме «Правила
поведения в учреждениях
культуры — в театре, музее,
библиотеке».;
1.8.
Моя семья в прошлом и
2
настоящем. Имена и
фамилии членов семьи, их
профессии.
0
2
14.10.2022 Работа с иллюстративным Практическая работа;
17.10.2022 материалом: рассматривание Проект "Моя
фото, репродукций на тему семья" ;
«Семья».;
1.9.
Взаимоотношения и
2
взаимопомощь в семье.
Совместный труд и отдых.
0
2
21.10.2022 Учебный диалог по теме «Что Устный опрос;
24.10.2022 такое семья». ;
Практическая работа ;
0
1
28.10.2022 Рассказы детей по теме «Как Устный опрос;
наша
семья
проводит Тестирование
"Проверь себя"
свободное время».;
;
1.5.
Первоначальные
сведения о
родном крае. Название
своего населённого
пункта (города, села),
региона.
1.10. Домашний адрес.
Итог о по разделу
1
16
Самооценка
с
использованием
«Оценочного листа»;
Творческая работа ;
Электронное
приложение к учебнику
«Окружающий
мир» 1 класс
Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир» 1 класс
Электронное
приложение к
учебнику «Окружающий мир» 1
класс
Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир» 1 класс
Практическая работа;
Самооценка
с
использованием
"Оценочного листа" ;
2.1.
Природа и предметы,
3
созданные человеком.
Природные материалы.
Бережное отношение к
пред метам, вещам, уход за
ними.
0
2
07.11.2022 Учебный диалог по теме
14.11.2022 «Почему
люди
должны
оберегать
и
охранять
природу».;
2.2.
Неживая и живая природа. 3
0
3
18.11.2022 Работа с иллюстративным Устный опрос;
25.11.2022 материалом:
«Живая
и Письменный контроль;
неживая природа»;
2.3.
Погода и термометр.
Наблюдение за погодой
своего края. Сезонные
изменения в природе.
3
0
3
по
теме
28.11.2022 Экскурсии
изменения
в
05.12.2022 «Сезонные
природе, наблюдение за
погодой».;
Практическая
работа по теме
«Измеряем температуру» ;
Письменный контроль;
Опыты.
Самооценка
с
использованием
"Оценочного листа" ;
Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир» 1 класс
2.4.
Взаимосвязи между
человеком и природой.
Правила нравственного и
безопасного поведения в
природе.
4
0
4
09.12.2022 Обсуждение ситуаций по теме
поведения
в
19.12.2022 «Правила
природе»
;
Самооценка
с
использованием
«Оценочного листа»;
Устный опрос ;
Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир» 1 класс
2.5.
Растения ближайшего
окружения (узнавание,
называние, краткое
описание).
3
0
3
23.12.2022 Экскурсия. ;
Самооценка
с
13.01.2023 Сравнение внешнего вида
использованием
деревьев, кустарников, трав. ; «Оценочного листа»;
Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир» 1 класс
2.6.
Лиственные и хвойные
4
растения. Дикорастущие и
культурные растения.
0
4
16.01.2023 Учебный диалог по теме Устный опрос;
различаются Творческая работа ;
27.01.2023 «Чем
дикорастущие и культурные
растения?» ;
Работа с иллюстративным
материалом:
деление
растений на две группы —
дикорастущие и культурные.
;
Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир» 1 класс
Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир» 1 класс
Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир» 1 класс
2.7.
Части
растения
(называние,
краткая
характеристика
значения для жизни
растения):
корень,
стебель, лист, цветок,
плод, семя.
3
0
3
30.01.2023 Практическая работа по теме Практическая работа;
06.02.2023 «Найдите у растений их Опыты. Устный опрос ;
части»
;
Рассматривание и зарисовка
разнообразия
частей
растения: разные листья,
разные цветки и плоды,
разные корни (по
выбору). ;
2.8.
Комнатные растения,
правила содержания и
ухода.
3
0
3
10.02.2023 Практическая работа по теме Практическая работа;
17.02.2023 «Учимся ухаживать за
растениями уголка
природы».;
2.9.
Разные группы животных
(звери, насекомые, птицы,
рыбы и др.).
5
0
5
27.02.2023 Игра-соревнование по теме
Самооценка
с
13.03.2023 «Кто больше назовёт
использованием
насекомых (птиц, зверей…)» ; «Оценочного листа»;
Практическая работа ;
2.10. Домашние и дикие
3
0
3
17.03.2023 Наблюдения за поведением Проект
"Мои
24.03.2023 животных в естественных домашние питомцы" ;
условиях: повадки птиц,
движения зверей, условия
обитаний насекомых (во
время экскурсий, целевых
прогулок,
просмотра
видеоматериалов);
2.11. Забота о домашних
3
0
3
03.04.2023 Логическая задача: найди
10.04.2023 ошибку в иллюстрациях —
какое животное попало в эту
группу неправильно.;
Рассказы детей по теме «Мой
домашний питомец».;
животные
(различия в условиях
жизни).
питомцах.
Итого по разделу
37
Письменный контроль;
Тестирование
"Проверь себя"
;
Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир» 1 класс
Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир» 1 класс
Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир» 1 класс
Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир» 1 класс
Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир» 1 класс
3.1.
2
0
2
14.04.2023 Беседа по теме «Что такое Устный опрос;
17.04.2023 режим дня»: обсуждение
Письменный контроль.;
режима дня первоклассника.;
Творческая работа. ;
Рассказ учителя: «Что такое
правильное питание». ;
Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир» 1 класс
Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир» 1 класс
3.2.
Правила
безопасности в
быту: пользование
бытовыми электро
приборами,
газовыми
плитами.
2
0
2
21.04.2023 Практическое занятие (при
24.04.2023 наличии условий) в кабинете
технологии:
«Правила
пользования газовой и
электроплитой». Составление
памятки по теме;
например;
«Телефоны
экстренных
служб».
;
3.3.
Дорога от дома до школы.
Правила безопасного
поведения пешехода
(дорожные знаки,
дорожная разметка,
дорожные сигналы).
2
0
2
28.04.2023 Дидактическая игра по теме; Практическая работа;
05.05.2023 например;
«Правила
поведения
на
улицах
и дорогах;
дорожные знаки»
;
Электронное приложение к
учебнику «Окружающий мир»
1 класс
3.4.
Безопасность в сети
1
Интернет (электронный
дневник и электронные
ресурсы школы) в
условиях контролируемого
доступа в Интернет.
0
1
08.05.2023 Практическое занятие в
12.05.2023 кабинете.;
Электронное приложение к
учебнику «Окружающий мир»
1 класс
Итого по разделу
7
Резервное время
6
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
66
0
59
Устный опрос;
Самооценка
с
использованием
"Оценочного листа" ;
Письменный контроль;
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы
Дата
изучения
Контролируемые Проверяемые элементы
элементы
содержания
содержания
Виды,
формы
контроля
1
Школьные традиции и
праздники. Классный,
школьный коллектив,
совместная деятельность.
1
0
0
01.09.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)
Устный
опрос ;
2
Одноклассники,
взаимоотношения между ними;
ценность дружбы, взаимной
помощи.
1
0
0
02.09.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)
Устный
опрос ;
3
Рабочее место школьника.
Правила безопасной работы
на учебном месте, режим
труда и отдыха.
1
0
0
05.09.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)
Устный
опрос ;
4
Россия Москва — столица
России. Народы России.
1
0
0
06.09.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)
Устный
опрос ;
5
Достопримечательности
Москвы: Кремль, Красная
площадь, Большой театр и
др. Президент Российской
1
0
0
07.09.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)
Устный
опрос ;
Федерации – глава
государства
6
Первоначальные сведения о
1
0
0
08.09.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)
Устный
опрос ;
родном крае. Название своего
населённого пункта (города,
села), региона.
7
Проект « Моя малая
родина»
1
0
1
09.09.2022
Творческая работ
( создание презентации,
рисунков, устное
общение )
Практическая
работа
8
Культурные объекты родного
края.
1
0
0
12.09.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)
Устный
опрос ;
9
Значение труда в жизни
человека и общества.
1
0
0
13.09.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)
Устный
опрос ;
10
Ценность и красота
рукотворного мира
1
0
0
14.09.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)
Устный
опрос ;
1
0
0
15.09.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)
Устный
опрос ;
11
Правила поведения в социуме.
12
13
14
Моя семья в прошлом и
настоящем..
Имена и фамилии членов семьи,
их профессии
Взаимоотношения и
взаимопомощь в семье.
1
0
0
16.09.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)
Устный
опрос ;
1
0
0
19.09.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)
Устный
опрос ;
1
0
0
20.09.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)
Устный
опрос ;
15
Совместный труд и отдых
1
0
0
21.09.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)
Устный
опрос ;
16
Домашний адрес
1
0
0
22.09.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)
Устный
опрос ;
1
0
0
23.09.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)
Устный
опрос ;
1
0
0
26.09.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
Устный
опрос ;
17
18
Природа и предметы, созданные
человеком.
Природные материалы
просмотр
видеоматериалов)
19
Бережное отношение к пред
метам, вещам, уход за ними.
1
0
0
27.09.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)
Устный
опрос
20
Живая природа
1
0
0
28.09.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)
Устный
опрос
21
Неживая природа
1
0
0
29.09.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)
Устный
опрос ;
22
Единство живой и
неживой природы.
1
0
0
30.09.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)
Устный
опрос
23
Погода и термометр.
1
0
0
03.10.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)
Устный
опрос ;
24
Наблюдение за погодой своего
края
1
0
0
04.10.2022
Облачность, температура, Устный
ветер, другие явления
опрос
природы
25
Сезонные изменения в природе
1
0
0
05.10.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
Устный
опрос
просмотр
видеоматериалов)
26
Взаимосвязи между человеком и
природой.
1
0
0
06.10.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)
Устный
опрос
27
Положительное и
отрицательное влияние
деятельности человека на
природу (в том числе на
примере окружающей
местности).
1
0
0
07.10.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)
Устный
опрос ;
28
Личная ответственность
каждого человека за
сохранность природы.
1
0
0
10.10.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)
Устный
опрос ;
29
Правила нравственного и
безопасного поведения в природе.
1
0
0
11.10.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)
Устный
опрос ;
30
Растения ближайшего окружения
(узнавание, называние, краткое
описание).
1
0
0
12.10.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)
Устный
опрос ;
31
Растения, их разнообразие.
1
0
0
13.10.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
Устный
опрос ;
просмотр
видеоматериалов)
32
Растения родного края.
1
0
0
14.10.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)
Устный
опрос ;
33
Растения, их разнообразие.
Растения родного края,
названия и краткая
характеристика на основе
наблюдений. Лиственные
растения
1
0
0
17.10.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)
Устный
опрос ;;
34
Растения, их разнообразие.
Растения родного края,
названия и краткая
характеристика на основе
наблюдений. Хвойные
растения
1
0
0
18.10.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)
Устный
опрос ;
35
Растения, их разнообразие.
Декоративные растения.
1
0
0
19.10.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)
Устный
опрос ;
36
Растения, их разнообразие.
Культурные растения.
1
0
0
20.10.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)
Устный
опрос ;;
37
Части растения (называние,
краткая характеристика
значения для жизни растения
1
0
0
21.10.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
Устный
опрос ;
просмотр
видеоматериалов)
38
Растения, их разнообразие.
Части растения (корень,
стебель, лист, цветок, плод,
семя).
1
0
1
24.10.2022
Творческая работ
( создание презентации,
рисунков, устное
общение )
39
Растения, их разнообразие.
Условия необходимые для
жизни растения (свет, тепло,
воздух, вода)
1
0
0
25.10.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)
Растения, их разнообразие
1
0
0
26.10.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)
Устный
опрос ;
40
Комнатные растения.
Практическая
работа ;
Устный
опрос ;
41
Комнатные растения
Условия необходимые для
жизни растения (свет, тепло,
воздух, вода).
1
0
0
27.10.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)
Устный
опрос ;
42
Растения, их разнообразие.
Роль растений в природе и
жизни людей, бережное
отношение человека к
растениям.
1
0
0
28.10.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)
Устный
опрос ;
43
Разные группы животных
(звери, насекомые, птицы, рыбы
и др.).
1
0
1
07.11.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)
Устный
опрос ;
44
Животные, их разнообразие.
Насекомые, их отличия.
1
0
0
08.11.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)
Устный
опрос ;
45
Животные, их разнообразие.
Рыбы, их отличия.
1
0
0
09.11.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)
Устный
опрос ;
46
Животные, их разнообразие.
Птицы, их отличия.
1
0
0
10.11.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)
Устный
опрос ;
47
Животные, их разнообразие.
Звери, их отличия.
1
0
0
11.11.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)
Устный
опрос ;
48
Домашние и дикие животные
(различия в условиях
1
0
0
14.11.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)
Устный
опрос ;
49
Животные, их разнообразие.
Условия, необходимые для
жизни животных.
Животные, обитающие в
жарких районах Земли.
1
0
0
15.11.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)
Устный
опрос ;
50
Животные, их разнообразие.
Условия, необходимые для
жизни животных .
1
0
0
16.11.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
Устный
опрос ;
Животные, обитающие в
холодных районах Земли.
просмотр
видеоматериалов)
51
Забота о домашних
питомцах
1
0
0
17.11.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)
Устный
опрос ;
52
Условия, необходимые для
жизни животных (воздух,
вода, тепло, пища).
1
0
0
18.11.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)
Устный
опрос ;
53
Проект «Мои домашние
питомцы»
1
0
1
21.11.2022
Творческая работ
( создание презентации,
рисунков, устное
общение )
Практическая
работа
54
Режим дня.
1
0
1
22.11.2022
Творческая работ
( создание презентации,
рисунков, устное
общение )
Практическая
работа
55
Правил здорового питания и
личной гигиены
1
0
0
23.11.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)
Устный
опрос ;
56
Ценность здоровья и
здорового образа жизни.
Забота о здоровье и
безопасности окружающих
людей.
1
0
0
24.11.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)
Устный
опрос ;
57
Проект «Ценность здоровья
и здорового образа жизни.
Личная гигиена.»
1
0
1
25.11.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)
58
Правила безопасности в быту:
пользование бытовыми
электро приборами, газовыми
плитами и т.д.
1
0
0
28.11.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)
59
Общественный транспорт.
Транспорт города и села.
Наземный транспорт.
Правила пользования
наземным транспортом.
Автомобиль, поезд
1
0
0
29.11.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)
Устный
опрос ;
60
Общественный транспорт.
Водный транспорт. Правила
пользования водным
транспортом. Корабли
1
0
0
30.11.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)
Устный
опрос ;
61
Общественный транспорт.
Воздушный транспорт.
Правила пользования
воздушным транспортом.
Самолет
1
0
0
01.12.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)
Устный
опрос ;
62
Итоговая контрольная
работа
1
1
0
02.12.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)
Письменный
опрос
Практическая
работа
Устный
опрос ;
63
Безопасность в сети Интернет
(электронный дневник и
электронные ресурсы школы) в
условиях контролируемого
доступа в Интернет.
1
0
0
05.12.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)
Устный
опрос ;
64
Средства массовой
информации: радио,
телевидения, пресса.
Избирательность при
пользовании средствами
массовой информации в
целях сохранения духовнонравственного здоровья.
1
0
0
06.12.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)
Устный
опрос ;
65
Выдающиеся люди разных
эпох как носители базовых
национальных ценностей.
Ю.А.Гагарин
1
0
0
07.12.2022
Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)
Устный
опрос ;
66
Праздник в жизни общества
как средство укрепления
общественной солидарности
и упрочения духовнонравственных связей между
соотечественниками.
1
0
1
08.12.2022
Творческая работ
( создание презентации,
рисунков)
Практическая
работа
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Окружающий мир (в 2 частях), 1 класс /Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»;
Введите свой вариант: Рабочие тетради: Плешаков А.А. Окружающий мир 1 – 4 классы, М.: Просвещение
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Учебно-методические комплекты (УМК) для 1 – 4 классов (программы, учебники, рабочие тетради
хрестоматии и т.п.)
Программа «Окружающий мир» А.А. Плешакова.
РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ
Плешаков А.А. Окружающий мир 1 – 4 классы, М.: Просвещение
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Окружающий мир: поурочные разработки: 1 класс.
Плешаков А.А., От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных
учреждений. – М.: Просвещение
Плешаков А.А., Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов.
Стандарт начального образования и документы по его реализации.
Методические пособия для учителя.
Детская справочная литература (справочники, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде
людей, общественных явлениях и пр.)
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Учебная платформа Яндекс.Учебник https://education.yandex.ru
- Учебная платформа Учи.ру https://uchi.ru/
- Сайт «Детские радости» ориентирован на дошкольный и младший школьный возраст детей, для
родителей, воспитателей, педагогов: https://detskieradosti.ru
- Детские электронные презентации и клипы: https://viki.rdf.ru
- Единая коллекция ЦОР: http://school-collection.edu.ru
- Библиотека материалов для начальной школы http://www.nachalka.com/biblioteka
- Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru
- Портал «Музеи России» http://www.museum.ru
- Детские электронные презентации и клипы http://viki.rdf.ru/
- Педсовет http://pedsovet.org Электронные версии журналов.
http://barsuk.lenin.ru - Журнал для детей "Барсук"
http://www.kostyor.ru/archives.html - Журнал для школьников "Костёр
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц
Аудиоцентр / магнитофон
Интерактивная доска, нетбук
Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программным
обучением. Плакаты по основным темам естествознания, магнитные или иные (природные сообщества,
леса, луга, сады, озёра и т.п..)
Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов,
композиторов и др.)
Географические и исторические карты.
Атлас географических и исторических карт.
Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Термометр. Гербарий. Образцы полезных ископаемых. Глобус. Пробирки. Колба. Стекло. Секундомер.
Весы. Пипетка. Щипцы. Линейка. Ножницы. Клей.Спиртовка. Тарелка. Стаканы. Фильтр(марля).
Воронка. Цветные карандаши.