Окружающий мир 1 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и
естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику
психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного плана,
а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому планированию.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в 1 классе
начальной школы. Содержание обучения в 1 классе завершатся перечнем универсальных учебных действий
(УУД) — познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами
учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных особенностей младших школьников.
В первом классе предлагается пропедевтический уровень формирования УУД, поскольку становление
универсальности действий на этом этапе обучения только начинается. С учётом того, что выполнение
правил совместной деятельности строится на интеграции регулятивных (определенные волевые усилия,
саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и
коммуникативных (способность вербальными средствами устанавливать взаимоотношения) универсальных
учебных действий, их перечень дан в специальном разделе — «Совместная деятельность».
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а
также предметные достижения младшего школьника за первый год обучения в начальной школе.
В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания
обучения 1 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика
деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы.
Представлены также способы организации дифференцированного обучения.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 1 класса начального общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального
общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
начального общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом историкокультурного
стандарта.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе
и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного
возраста и направлено на достижение следующих целей:
1. формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного
взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение
естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в
содержании данного учебного предмета;
2. развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной
практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая
деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной,
художественной деятельности;
3. духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей
принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории,
культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового культурного опыта по

созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме;
обогащение духовного богатства обучающихся;
4. развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни,
приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с
экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры
общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и
индивидуальности
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является
раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и
освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и
общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных
систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков
здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих
поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на
основе следующих ведущих идей:
раскрытие роли человека в природе и обществе; освоение общечеловеческих ценностей
взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе составляет 66 часов
(два часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Человек и общество
Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный, школьный коллектив. Друзья,
взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Совместная деятельность с
одноклассниками — учёба, игры, отдых. Рабочее место школьника: удобное размещение учебных
материалов и учебного оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила безопасной работы на
учебном месте. Режим труда и отдыха.
Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии.
Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. Домашний адрес.
Россия — наша Родина. Москва — столица России. Символы России (герб, флаг, гимн). Народы России.
Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села), региона.
Культурные объекты родного края. Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме.
Человек и природа
Природа — среда обитания человека. Природа и предметы, созданные человеком. Природные материалы.
Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая и живая природа. Наблюдение за погодой
своего края. Погода и термометр. Определение температуры воздуха (воды) по термометру. Сезонные
изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного
поведения в природе.
Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание).
Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Части растения (называние,
краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя. Комнатные
растения, правила содержания и ухода.
Мир животных Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др. ). Домашние и дикие
животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах.
Правила безопасной жизни
Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены.
Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами.
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная
разметка, дорожные сигналы).
Безопасность в сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях
контролируемого доступа в Интернет.

Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)

Познавательные универсальные учебные действия:
сравнивать происходящие в природе изменения, наблюдать зависимость изменений в живой природе
от состояния неживой природы;
приводить примеры представителей разных групп животных (звери, насекомые, рыбы, птицы),
называть главную особенность представителей одной группы (в пределах изученного);
приводить примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать их, устанавливать различия во
внешнем виде.
Работа с информацией:
понимать, что информация может быть представлена в разной форме — текста, иллюстраций,
видео, таблицы; соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы, дополнять ответы
участников; уважительно от носиться к разным мнениям; воспроизводить названия своего
населенного пункта, название страны, её столицы; воспроизводить наизусть слова гимна России;
соотносить предметы декоративно-прикладного искусства с принадлежностью народу РФ,
описывать предмет по предложенному плану; описывать по предложенному плану время года,
передавать в рассказе своё отношение к природным явлениям; сравнивать домашних и диких
животных, объяснять, чем они различаются.
Регулятивные универсальные учебные действия:
сравнивать организацию своей жизни с установленными правилами здорового образа жизни
(выполнение режима, двигательная активность, закаливание, безопасность использования бытовых
электроприборов); оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и улицах
другими детьми, выполнять самооценку; анализировать предложенные ситуации: устанавливать
нарушения режима дня, организации учебной работы; нарушения правил дорожного движения,
правил пользования электро и газовыми приборами.
Совместная деятельность:
соблюдать правила общения в совместной деятельности: договариваться, справедливо распределять
работу, определять нарушение правил взаимоотношений, при участии учителя устранять возникающие
конфликты.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение предмета "Окружающий мир" в 1 классе направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность
обучающихся руководствоваться традиционными
российскими социокультурными и
духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:

Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли
многонациональной России в современном мире; осознание своей этнокультурной и российской
гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной
общности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к
своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества,
осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их
индивидуальности; принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и
правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания,
уважения и доброжелательности; применение правил совместной деятельности, проявление
способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление
уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах
художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни;
выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к
физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности,
интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного
отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира; осознание
ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности,
любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием
различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания),
проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости
между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в пространстве);
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать
аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на
основе предложенного алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма
2) Базовые исследовательские действия:
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым
под руководством учителя;
определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе
предложенных вопросов;
формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие
процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа,
цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия;
коллективный труд и его результаты и др. );
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого
наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения
информации с учётом учебной задачи;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в
явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе
предложенного учителем способа её проверки; находить и использовать для решения учебных
задач текстовую, графическую, аудиовизуальную

информацию;
читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет
(с помощью учителя);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии
с учебной задачей; фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление,
высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно
высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной
жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и
опытной работы, подкреплять их доказательствами; находить ошибки и восстанавливать
деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной
жизни;
готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото,
плакаты и др. ) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению
учебной задачи; выстраивать последовательность выбранных действий и операций. 2)
Самоконтроль:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; находить ошибки в своей
работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с
небольшой помощью учителя); предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок,
предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных
для здоровья и жизни.
3) Самооценка:
-объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
-Совместная деятельность:

-понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи;
-активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности
(на основе изученного материала по окружающему миру); коллективно строить действия по достижению
общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

-проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; выполнять правила совместной
деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием
разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия
взрослого;
-называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии членов своей семьи,
-ответственно выполнять свою часть работы

К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
-называть домашний адрес и адрес своей школы; проявлять уважение к семейным ценностям и
традициям, соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе; воспроизводить
название своего населённого пункта, региона, страны; приводить примеры культурных объектов
родного края, школьных традиций и праздников, традиций и ценностей своей семьи, профессий;
-различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные
материалы, части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя), группы животных(насекомые,
рыбы, птицы, звери);
-описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в родном крае дикорастущие и
культурные растения, диких и домашних животных; сезонные явления в разные времена года; деревья,
кустарники, травы; основные группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); выделять их
наиболее существенные признаки; применять правила ухода за комнатными растениями и домашними
животными;
-проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные наблюдения
(в том числе за сезонными изменениями в природе своей местности), измерения (в том числе вести
счёт времени, измерять температуру воздуха) и опыты под руководством учителя; использовать для
ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе; оценивать ситуации, раскрывающие
положительное и негативное отношение к природе; правила поведения в быту, в общественных
местах; соблюдать правила безопасности на учебном месте школьника; во время наблюдений и
опытов; безопасно пользоваться бытовыми электроприборами; соблюдать правила здорового питания
и личной гигиены; соблюдать правила безопасного поведения пешехода; соблюдать правила
безопасного поведения в природе;
с помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться электронным дневником и электронными
ресурсами школы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Количество часов
№
п/п

Наименование разделов
и тем программы

Дата
изучения

Виды деятельности
Виды, формы контроля

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

всего контрольные практические
работы
работы
Разде л 1. Человек и общество.
1.1.

Школьные традиции и
праздники. Классный,
школьный коллектив,
совместная деятельность.

1

0

1

02.09.2022 Экскурсия по школе,
Устный опрос;
знакомство с помещениями. ;
Обсуждение ситуаций по теме
«Правила поведения в классе
и в школе». ;

1.2.

Одноклассники,
взаимоотношения между
ними; ценность дружбы,
взаимной помощи.

1

0

1

05.09.2022 Ролевые игры;
Устный опрос;
обсуждение
различных
Творческая работа ;
проблемных ситуаций. Беседа
"Что такое дружба" ;

Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир» 1 класс

1.3.

Рабочее место
школьника. Правила
безопасной работы на
учебном месте, режим
труда и отдыха.

1

0

1

09.09.2022 Беседа
по
теме
«Как Устный опрос;
содержать рабочее место в Самооценка
с
порядке».;
использованием
"Оценочного листа" ;

Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир» 1 класс

1.4.

Россия Москва — столица
России. Народы России.

2

0

2

12.09.2022 Просмотр и обсуждение
Устный опрос;
16.09.2022 иллюстраций,
Письменный контроль;
видеофрагментов и других
материалов (по выбору) на
темы «Москва — столица
России»,
«Экскурсия
по
Москве» ;
Экскурсии, целевые прогулки,
просмотр
иллюстраций,
видеофрагментов и других
материалов (по вы бору) на
тему «Москва — столица
России».;

Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир» 1 класс

Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир» 1 класс

2

0

2

19.09.2022 Экскурсии,
целевые Самооценка
с
23.09.2022 прогулки,
просмотр использованием
иллюстраций,
«Оценочного листа»;
видеофрагментов и других
материалов о родном крае,
труде людей. ;

Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир» 1 класс

1.6.

Культурные объекты
3
родного края. Труд людей.
Ценность и красота
рукотворного мира.

0

3

26.09.2022 Рассматривание и описание Практическая работа;
07.10.2022 изделий народных промыслов Проект "Моя
родного края и народов малая родина" ;
России.
;

Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
523 мир» 1 класс

1.7.

Правила поведения в
социуме.

1

0

1

10.10.2022 Беседа по теме «Правила
поведения в учреждениях
культуры — в театре, музее,
библиотеке».;

1.8.

Моя семья в прошлом и
2
настоящем. Имена и
фамилии членов семьи, их
профессии.

0

2

14.10.2022 Работа с иллюстративным Практическая работа;
17.10.2022 материалом: рассматривание Проект "Моя
фото, репродукций на тему семья" ;
«Семья».;

1.9.

Взаимоотношения и
2
взаимопомощь в семье.
Совместный труд и отдых.

0

2

21.10.2022 Учебный диалог по теме «Что Устный опрос;
24.10.2022 такое семья». ;
Практическая работа ;

0

1

28.10.2022 Рассказы детей по теме «Как Устный опрос;
наша
семья
проводит Тестирование
"Проверь себя"
свободное время».;
;

1.5.

Первоначальные
сведения о
родном крае. Название
своего населённого
пункта (города, села),
региона.

1.10. Домашний адрес.

Итог о по разделу

1

16

Самооценка
с
использованием
«Оценочного листа»;
Творческая работа ;

Электронное
приложение к учебнику
«Окружающий
мир» 1 класс

Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир» 1 класс
Электронное
приложение к
учебнику «Окружающий мир» 1
класс
Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир» 1 класс

Практическая работа;
Самооценка
с
использованием
"Оценочного листа" ;

2.1.

Природа и предметы,
3
созданные человеком.
Природные материалы.
Бережное отношение к
пред метам, вещам, уход за
ними.

0

2

07.11.2022 Учебный диалог по теме
14.11.2022 «Почему
люди
должны
оберегать
и
охранять
природу».;

2.2.

Неживая и живая природа. 3

0

3

18.11.2022 Работа с иллюстративным Устный опрос;
25.11.2022 материалом:
«Живая
и Письменный контроль;
неживая природа»;

2.3.

Погода и термометр.
Наблюдение за погодой
своего края. Сезонные
изменения в природе.

3

0

3

по
теме
28.11.2022 Экскурсии
изменения
в
05.12.2022 «Сезонные
природе, наблюдение за
погодой».;
Практическая
работа по теме
«Измеряем температуру» ;

Письменный контроль;
Опыты.
Самооценка
с
использованием
"Оценочного листа" ;

Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир» 1 класс

2.4.

Взаимосвязи между
человеком и природой.
Правила нравственного и
безопасного поведения в
природе.

4

0

4

09.12.2022 Обсуждение ситуаций по теме
поведения
в
19.12.2022 «Правила
природе»
;

Самооценка
с
использованием
«Оценочного листа»;
Устный опрос ;

Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир» 1 класс

2.5.

Растения ближайшего
окружения (узнавание,
называние, краткое
описание).

3

0

3

23.12.2022 Экскурсия. ;
Самооценка
с
13.01.2023 Сравнение внешнего вида
использованием
деревьев, кустарников, трав. ; «Оценочного листа»;

Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир» 1 класс

2.6.

Лиственные и хвойные
4
растения. Дикорастущие и
культурные растения.

0

4

16.01.2023 Учебный диалог по теме Устный опрос;
различаются Творческая работа ;
27.01.2023 «Чем
дикорастущие и культурные
растения?» ;
Работа с иллюстративным
материалом:
деление
растений на две группы —
дикорастущие и культурные.
;

Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир» 1 класс
Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир» 1 класс

Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир» 1 класс

2.7.

Части
растения
(называние,
краткая
характеристика
значения для жизни
растения):
корень,
стебель, лист, цветок,
плод, семя.

3

0

3

30.01.2023 Практическая работа по теме Практическая работа;
06.02.2023 «Найдите у растений их Опыты. Устный опрос ;
части»
;
Рассматривание и зарисовка
разнообразия
частей
растения: разные листья,
разные цветки и плоды,
разные корни (по
выбору). ;

2.8.

Комнатные растения,
правила содержания и
ухода.

3

0

3

10.02.2023 Практическая работа по теме Практическая работа;
17.02.2023 «Учимся ухаживать за
растениями уголка
природы».;

2.9.

Разные группы животных
(звери, насекомые, птицы,
рыбы и др.).

5

0

5

27.02.2023 Игра-соревнование по теме
Самооценка
с
13.03.2023 «Кто больше назовёт
использованием
насекомых (птиц, зверей…)» ; «Оценочного листа»;
Практическая работа ;

2.10. Домашние и дикие

3

0

3

17.03.2023 Наблюдения за поведением Проект
"Мои
24.03.2023 животных в естественных домашние питомцы" ;
условиях: повадки птиц,
движения зверей, условия
обитаний насекомых (во
время экскурсий, целевых
прогулок,
просмотра
видеоматериалов);

2.11. Забота о домашних

3

0

3

03.04.2023 Логическая задача: найди
10.04.2023 ошибку в иллюстрациях —
какое животное попало в эту
группу неправильно.;
Рассказы детей по теме «Мой
домашний питомец».;

животные
(различия в условиях
жизни).

питомцах.

Итого по разделу

37

Письменный контроль;
Тестирование
"Проверь себя"
;

Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир» 1 класс

Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир» 1 класс
Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир» 1 класс
Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир» 1 класс

Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир» 1 класс

3.1.

2

0

2

14.04.2023 Беседа по теме «Что такое Устный опрос;
17.04.2023 режим дня»: обсуждение
Письменный контроль.;
режима дня первоклассника.;
Творческая работа. ;
Рассказ учителя: «Что такое
правильное питание». ;

Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир» 1 класс
Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир» 1 класс

3.2.

Правила
безопасности в
быту: пользование
бытовыми электро
приборами,
газовыми
плитами.

2

0

2

21.04.2023 Практическое занятие (при
24.04.2023 наличии условий) в кабинете
технологии:
«Правила
пользования газовой и
электроплитой». Составление
памятки по теме;
например;
«Телефоны
экстренных
служб».
;

3.3.

Дорога от дома до школы.
Правила безопасного
поведения пешехода
(дорожные знаки,
дорожная разметка,
дорожные сигналы).

2

0

2

28.04.2023 Дидактическая игра по теме; Практическая работа;
05.05.2023 например;
«Правила
поведения
на
улицах
и дорогах;
дорожные знаки»
;

Электронное приложение к
учебнику «Окружающий мир»
1 класс

3.4.

Безопасность в сети
1
Интернет (электронный
дневник и электронные
ресурсы школы) в
условиях контролируемого
доступа в Интернет.

0

1

08.05.2023 Практическое занятие в
12.05.2023 кабинете.;

Электронное приложение к
учебнику «Окружающий мир»
1 класс

Итого по разделу

7

Резервное время

6

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

66

0

59

Устный опрос;
Самооценка
с
использованием
"Оценочного листа" ;

Письменный контроль;

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы

Дата
изучения

Контролируемые Проверяемые элементы
элементы
содержания
содержания

Виды,
формы
контроля

1

Школьные традиции и
праздники. Классный,
школьный коллектив,
совместная деятельность.

1

0

0

01.09.2022

Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)

Устный
опрос ;

2

Одноклассники,
взаимоотношения между ними;
ценность дружбы, взаимной
помощи.

1

0

0

02.09.2022

Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)

Устный
опрос ;

3

Рабочее место школьника.
Правила безопасной работы
на учебном месте, режим
труда и отдыха.

1

0

0

05.09.2022

Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)

Устный
опрос ;

4

Россия Москва — столица
России. Народы России.

1

0

0

06.09.2022

Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)

Устный
опрос ;

5

Достопримечательности
Москвы: Кремль, Красная
площадь, Большой театр и
др. Президент Российской

1

0

0

07.09.2022

Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)

Устный
опрос ;

Федерации – глава
государства

6

Первоначальные сведения о

1

0

0

08.09.2022

Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)

Устный
опрос ;

родном крае. Название своего
населённого пункта (города,
села), региона.

7

Проект « Моя малая
родина»

1

0

1

09.09.2022

Творческая работ
( создание презентации,
рисунков, устное
общение )

Практическая
работа

8

Культурные объекты родного
края.

1

0

0

12.09.2022

Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)

Устный
опрос ;

9

Значение труда в жизни
человека и общества.

1

0

0

13.09.2022

Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)

Устный
опрос ;

10

Ценность и красота
рукотворного мира

1

0

0

14.09.2022

Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)

Устный
опрос ;

1

0

0

15.09.2022

Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)

Устный
опрос ;

11

Правила поведения в социуме.

12

13

14

Моя семья в прошлом и
настоящем..

Имена и фамилии членов семьи,
их профессии

Взаимоотношения и
взаимопомощь в семье.

1

0

0

16.09.2022

Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)

Устный
опрос ;

1

0

0

19.09.2022

Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)

Устный
опрос ;

1

0

0

20.09.2022

Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)

Устный
опрос ;

15

Совместный труд и отдых

1

0

0

21.09.2022

Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)

Устный
опрос ;

16

Домашний адрес

1

0

0

22.09.2022

Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)

Устный
опрос ;

1

0

0

23.09.2022

Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)

Устный
опрос ;

1

0

0

26.09.2022

Ситуации устного
общения (чтение,

Устный
опрос ;

17

18

Природа и предметы, созданные
человеком.

Природные материалы

просмотр
видеоматериалов)

19

Бережное отношение к пред
метам, вещам, уход за ними.

1

0

0

27.09.2022

Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)

Устный
опрос

20

Живая природа

1

0

0

28.09.2022

Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)

Устный
опрос

21

Неживая природа

1

0

0

29.09.2022

Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)

Устный
опрос ;

22

Единство живой и
неживой природы.

1

0

0

30.09.2022

Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)

Устный
опрос

23

Погода и термометр.

1

0

0

03.10.2022

Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)

Устный
опрос ;

24

Наблюдение за погодой своего
края

1

0

0

04.10.2022

Облачность, температура, Устный
ветер, другие явления
опрос
природы

25

Сезонные изменения в природе

1

0

0

05.10.2022

Ситуации устного
общения (чтение,

Устный
опрос

просмотр
видеоматериалов)

26

Взаимосвязи между человеком и
природой.

1

0

0

06.10.2022

Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)

Устный
опрос

27

Положительное и
отрицательное влияние
деятельности человека на
природу (в том числе на
примере окружающей
местности).

1

0

0

07.10.2022

Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)

Устный
опрос ;

28

Личная ответственность
каждого человека за
сохранность природы.

1

0

0

10.10.2022

Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)

Устный
опрос ;

29

Правила нравственного и
безопасного поведения в природе.

1

0

0

11.10.2022

Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)

Устный
опрос ;

30

Растения ближайшего окружения
(узнавание, называние, краткое
описание).

1

0

0

12.10.2022

Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)

Устный
опрос ;

31

Растения, их разнообразие.

1

0

0

13.10.2022

Ситуации устного
общения (чтение,

Устный
опрос ;

просмотр
видеоматериалов)

32

Растения родного края.

1

0

0

14.10.2022

Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)

Устный
опрос ;

33

Растения, их разнообразие.
Растения родного края,
названия и краткая
характеристика на основе
наблюдений. Лиственные
растения

1

0

0

17.10.2022

Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)

Устный
опрос ;;

34

Растения, их разнообразие.
Растения родного края,
названия и краткая
характеристика на основе
наблюдений. Хвойные
растения

1

0

0

18.10.2022

Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)

Устный
опрос ;

35

Растения, их разнообразие.
Декоративные растения.

1

0

0

19.10.2022

Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)

Устный
опрос ;

36

Растения, их разнообразие.
Культурные растения.

1

0

0

20.10.2022

Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)

Устный
опрос ;;

37

Части растения (называние,
краткая характеристика
значения для жизни растения

1

0

0

21.10.2022

Ситуации устного
общения (чтение,

Устный
опрос ;

просмотр
видеоматериалов)

38

Растения, их разнообразие.
Части растения (корень,
стебель, лист, цветок, плод,
семя).

1

0

1

24.10.2022

Творческая работ
( создание презентации,
рисунков, устное
общение )

39

Растения, их разнообразие.
Условия необходимые для
жизни растения (свет, тепло,
воздух, вода)

1

0

0

25.10.2022

Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)

Растения, их разнообразие

1

0

0

26.10.2022

Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)

Устный
опрос ;

40

Комнатные растения.

Практическая
работа ;

Устный
опрос ;

41

Комнатные растения
Условия необходимые для
жизни растения (свет, тепло,
воздух, вода).

1

0

0

27.10.2022

Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)

Устный
опрос ;

42

Растения, их разнообразие.
Роль растений в природе и
жизни людей, бережное
отношение человека к
растениям.

1

0

0

28.10.2022

Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)

Устный
опрос ;

43

Разные группы животных
(звери, насекомые, птицы, рыбы
и др.).

1

0

1

07.11.2022

Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)

Устный
опрос ;

44

Животные, их разнообразие.
Насекомые, их отличия.

1

0

0

08.11.2022

Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)

Устный
опрос ;

45

Животные, их разнообразие.
Рыбы, их отличия.

1

0

0

09.11.2022

Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)

Устный
опрос ;

46

Животные, их разнообразие.
Птицы, их отличия.

1

0

0

10.11.2022

Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)

Устный
опрос ;

47

Животные, их разнообразие.
Звери, их отличия.

1

0

0

11.11.2022

Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)

Устный
опрос ;

48

Домашние и дикие животные
(различия в условиях

1

0

0

14.11.2022

Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)

Устный
опрос ;

49

Животные, их разнообразие.
Условия, необходимые для
жизни животных.
Животные, обитающие в
жарких районах Земли.

1

0

0

15.11.2022

Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)

Устный
опрос ;

50

Животные, их разнообразие.
Условия, необходимые для
жизни животных .

1

0

0

16.11.2022

Ситуации устного
общения (чтение,

Устный
опрос ;

Животные, обитающие в
холодных районах Земли.

просмотр
видеоматериалов)

51

Забота о домашних
питомцах

1

0

0

17.11.2022

Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)

Устный
опрос ;

52

Условия, необходимые для
жизни животных (воздух,
вода, тепло, пища).

1

0

0

18.11.2022

Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)

Устный
опрос ;

53

Проект «Мои домашние
питомцы»

1

0

1

21.11.2022

Творческая работ
( создание презентации,
рисунков, устное
общение )

Практическая
работа

54

Режим дня.

1

0

1

22.11.2022

Творческая работ
( создание презентации,
рисунков, устное
общение )

Практическая
работа

55

Правил здорового питания и
личной гигиены

1

0

0

23.11.2022

Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)

Устный
опрос ;

56

Ценность здоровья и
здорового образа жизни.
Забота о здоровье и
безопасности окружающих
людей.

1

0

0

24.11.2022

Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)

Устный
опрос ;

57

Проект «Ценность здоровья
и здорового образа жизни.
Личная гигиена.»

1

0

1

25.11.2022

Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)

58

Правила безопасности в быту:
пользование бытовыми
электро приборами, газовыми
плитами и т.д.

1

0

0

28.11.2022

Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)

59

Общественный транспорт.
Транспорт города и села.
Наземный транспорт.
Правила пользования
наземным транспортом.
Автомобиль, поезд

1

0

0

29.11.2022

Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)

Устный
опрос ;

60

Общественный транспорт.
Водный транспорт. Правила
пользования водным
транспортом. Корабли

1

0

0

30.11.2022

Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)

Устный
опрос ;

61

Общественный транспорт.
Воздушный транспорт.
Правила пользования
воздушным транспортом.
Самолет

1

0

0

01.12.2022

Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)

Устный
опрос ;

62

Итоговая контрольная
работа

1

1

0

02.12.2022

Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)

Письменный
опрос

Практическая
работа

Устный
опрос ;

63

Безопасность в сети Интернет
(электронный дневник и
электронные ресурсы школы) в
условиях контролируемого
доступа в Интернет.

1

0

0

05.12.2022

Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)

Устный
опрос ;

64

Средства массовой
информации: радио,
телевидения, пресса.
Избирательность при
пользовании средствами
массовой информации в
целях сохранения духовнонравственного здоровья.

1

0

0

06.12.2022

Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)

Устный
опрос ;

65

Выдающиеся люди разных
эпох как носители базовых
национальных ценностей.
Ю.А.Гагарин

1

0

0

07.12.2022

Ситуации устного
общения (чтение,
просмотр
видеоматериалов)

Устный
опрос ;

66

Праздник в жизни общества
как средство укрепления
общественной солидарности
и упрочения духовнонравственных связей между
соотечественниками.

1

0

1

08.12.2022

Творческая работ
( создание презентации,
рисунков)

Практическая
работа

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Окружающий мир (в 2 частях), 1 класс /Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»;
Введите свой вариант: Рабочие тетради: Плешаков А.А. Окружающий мир 1 – 4 классы, М.: Просвещение
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Учебно-методические комплекты (УМК) для 1 – 4 классов (программы, учебники, рабочие тетради
хрестоматии и т.п.)
Программа «Окружающий мир» А.А. Плешакова.
РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ
Плешаков А.А. Окружающий мир 1 – 4 классы, М.: Просвещение
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Окружающий мир: поурочные разработки: 1 класс.
Плешаков А.А., От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных
учреждений. – М.: Просвещение
Плешаков А.А., Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов.
Стандарт начального образования и документы по его реализации.
Методические пособия для учителя.
Детская справочная литература (справочники, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде
людей, общественных явлениях и пр.)
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Учебная платформа Яндекс.Учебник https://education.yandex.ru
- Учебная платформа Учи.ру https://uchi.ru/
- Сайт «Детские радости» ориентирован на дошкольный и младший школьный возраст детей, для
родителей, воспитателей, педагогов: https://detskieradosti.ru
- Детские электронные презентации и клипы: https://viki.rdf.ru
- Единая коллекция ЦОР: http://school-collection.edu.ru

- Библиотека материалов для начальной школы http://www.nachalka.com/biblioteka
- Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru
- Портал «Музеи России» http://www.museum.ru
- Детские электронные презентации и клипы http://viki.rdf.ru/
- Педсовет http://pedsovet.org Электронные версии журналов.
http://barsuk.lenin.ru - Журнал для детей "Барсук"
http://www.kostyor.ru/archives.html - Журнал для школьников "Костёр
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц
Аудиоцентр / магнитофон
Интерактивная доска, нетбук
Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программным
обучением. Плакаты по основным темам естествознания, магнитные или иные (природные сообщества,
леса, луга, сады, озёра и т.п..)
Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов,
композиторов и др.)
Географические и исторические карты.
Атлас географических и исторических карт.
Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ

Термометр. Гербарий. Образцы полезных ископаемых. Глобус. Пробирки. Колба. Стекло. Секундомер.
Весы. Пипетка. Щипцы. Линейка. Ножницы. Клей.Спиртовка. Тарелка. Стаканы. Фильтр(марля).
Воронка. Цветные карандаши.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».