Пояснительная записка
Учебный план основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ №
146 (далее – учебный план) фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем
аудиторной нагрузки обучающихся при пятидневной учебной неделе, состав и структуру предметных
областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение, по классам и учебным предметам.
Содержание образования при получении начального общего образования реализуется преимущественно
за счет учебных предметов, курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системнодеятельностный подход и индивидуализацию обучения.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут
разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах
осваиваемой программы начального общего образования в порядке, установленном локальными
нормативными актами МАОУ СОШ № 146 . Реализация индивидуальных учебных планов, программ
сопровождается тьюторская поддержкой .
В основу учебного плана положен вариант федерального учебного плана № 1 Федеральной
образовательной программы, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372. Вариант
№ 1 предназначен для образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке в
режиме пятидневной учебной недели.
Учебный план предусматривает четырехлетний нормативный срок освоения образовательных программ
начального общего образования. Продолжительность учебного года при получении начального общего
образования для 1-х классов составляет 33 недели, для 2–4-х классов – 34 недели. Соответственно, весь
период обучения на уровне НОО составляет 135 учебных недель.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели. При
распределении часов учтен ступенчатый режим в 1-м классе: в сентябре–декабре уроки длятся по 35
минут, в январе–мае – по 40 минут.
Объем максимально допустимой нагрузки в течение дня:
•
•
для 1-х классов – не более четырех уроков в день и один день в неделю – пять уроков;
2–4-х классов – не более пяти уроков.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов, курсов, модулей из
обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не
превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21. В
учебном плане начального общего образования МАОУ СОШ № 146 выделено:
•
в 1-х классах – 21 час в неделю;
•
2–4-х классах – 23 часа в неделю
Общее количество часов учебных занятий за четыре года составляет 3039 часов.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных
областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых результатов освоения
программы начального общего образования с учетом обязательных для изучения учебных предметов.
Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные области:
1. «Русский язык и литературное чтение».
2. «Иностранный язык».
3.
4.
5.
6.
7.
8.
«Математика и информатика».
«Обществознание и естествознание ("Окружающий мир")».
«Основы религиозных культур и светской этики».
«Искусство».
«Технология».
«Физическая культура».
В школе языком образования является русский язык, и в соответствии с пунктом 32.1 ФГОС
НОО изучение родного языка и литературного чтения на родном языке из числа языков народов
Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по
заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних. Родители в своих
заявлениях отказались от изучения предметов «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на
родном (русском) языке».
Изучение информатики в 1–4-х классах осуществляется в рамках учебных предметов обязательной
части учебного плана. Достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с
использованием информационных технологий, достигается за счет включения тематических разделов
или модулей в программы следующих учебных предметов:
•
«Математика» – раздел «Математическая информация» (предполагает развитие навыков
поиска и применения информации, использование разнообразных источников информации, в том
числе сети Интернет);
•
«Окружающий мир» – модуль «Безопасность в сети Интернет» (обеспечивает достижение
предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных
технологий);
•
«Изобразительное искусство» – модуль «Азбука цифровой графики» (предусматривает
изучение фотографии, работу в программах Paint, Picture Manager и PowerPoint, виртуальные
путешествия);
•
«Технология» – модуль «Информационно-коммуникативные технологии» (обеспечивает
достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием
информационных технологий).
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в
неделю в 4-м классе. На основании заявлений родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся в учебном плане представлены модули «Основы православной
культуры», «Основы религиозных культур народов России» и «Основы светской этики».
При проведении занятий по учебным предметам «Иностранный язык» (во 2–4-х классах) и «Основы
религиозных культур и светской этики» (в 4-х классах) осуществляется деление классов на две группы
с учетом норм по предельно допустимой наполняемости групп.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает
реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, используется:
1. на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов, курсов,
модулей из перечня, предлагаемого МАОУ СОШ № 146 , по выбору родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся:
•
курс «Математика и конструировние», 1-3-й класс (1 час в неделю), – целью курса является
Сформировать элементы технического мышления, графической грамотности и
конструкторских умений, дать младшим школьникам начальное конструкторское развитие,
начальные геометрические представления. Усилить развитие логического мышления и
пространственных представлений;
2. на курсы внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого МАОУ СОШ № 146, по выбору
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся:
•
•
курс «Подвижные игры», 1-4 класс (1 час в неделю),
«Функциональная грамотность», 1–4-й классы (1 час в неделю);
•
«Разговоры о важном», 1–4-й классы (1 час в неделю);
•
Орлята России, 1–4-й классы (1 час в неделю);
•
Движение первых, 1–4-й классы (1 час в неделю);
•
Разговор о правильном питании, 1–4-й классы (1 час в неделю);
•
«Шахматы», 3–4-й классы (1 час в неделю);
•
«Батик», 1–4-й классы (1 час в неделю);
•
«Бумагапластика», 1-й класс (2 часа в неделю) 2–4-й классы (1 час в неделю);
•
«Квиллинг», 1–4-й классы (1 час в неделю);
•
«Разноцветные голоса», 1–4-й классы (1 час в неделю);
В целях выполнения Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030
года и в соответствии с письмом Минпросвещения от 21.12.2022 № ТВ-2859/03 МАОУ СОШ № 146,
реализует третий час физической активности за счет часов спортивных секций и спортивных клубов
в рамках дополнительного образования детей.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально
допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся.
Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной деятельности
при реализации основной образовательной программы начального общего образования
определяет МАОУ СОШ № 146 .
Формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы
начального общего образования определены в плане внеурочной деятельности с учетом
образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей МАОУ СОШ № 146
Формы промежуточной аттестации
Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации в соответствии с ФОП НОО,
утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372, и «Положением о текущем контроле и
промежуточной аттестации» МАОУ СОШ № 146 .
В 1-м классе промежуточная аттестация не проводится. Промежуточная аттестация обучающихся
проводится, начиная с 2-го класса в конце каждого учебного периода по каждому изучаемому учебному
предмету. Промежуточная аттестация обучающихся проводится на основе результатов накопленной
оценки и результатов выполнения тематических проверочных работ и фиксируется в классном журнале.
По итогам промежуточной аттестации обучающемуся выставляется промежуточная оценка, которая
фиксирует достижение предметных планируемых результатов и универсальных учебных действий. По
учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика» промежуточная оценка
выставляется с учетом степени значимости отметок за тематические проверочные работы.
Промежуточная оценка является основанием для перевода обучающихся в следующий класс.
Формы промежуточной аттестации для учебных предметов, учебных и внеурочных курсов, учебных
модулей представлены в таблице:
Предметы, курсы, модули
Классы
Формы промежуточной аттестации
Русский язык
2–4-й
Среднее арифметическое накопленных
текущих оценок и результатов выполнения
тематических проверочных работ,
зафиксированных в классном журнале, с
Предметы, курсы, модули
Классы
Формы промежуточной аттестации
учетом степени значимости отметок за
тематические проверочные работы
Литературное чтение
2–4-й
Среднее арифметическое накопленных
текущих оценок и результатов выполнения
тематических проверочных работ,
зафиксированных в классном журнале, с
учетом степени значимости отметок за
тематические проверочные работы
2–4-й
Среднее арифметическое накопленных
текущих оценок и результатов выполнения
тематических проверочных работ
2–4-й
Среднее арифметическое накопленных
текущих оценок и результатов выполнения
тематических проверочных работ,
зафиксированных в классном журнале, с
учетом степени значимости отметок за
тематические проверочные работы
2–4-й
Среднее арифметическое накопленных
текущих оценок и результатов выполнения
тематических проверочных работ
4-й
Среднее арифметическое накопленных
текущих оценок и результатов выполнения
тематических проверочных работ
2–4-й
Среднее арифметическое накопленных
текущих оценок и результатов выполнения
тематических проверочных работ
2–4-й
Среднее арифметическое накопленных
текущих оценок и результатов выполнения
тематических проверочных работ
2–4-й
Среднее арифметическое накопленных
текущих оценок и результатов выполнения
тематических проверочных работ
2–4-й
Среднее арифметическое накопленных
текущих оценок и результатов выполнения
тематических проверочных работ
Иностранный язык (английский)
Математика
Окружающий мир
Основы религиозных культур и
светской этики
Изобразительное искусство
Музыка
Технология
Физическая культура
Предметы, курсы, модули
Классы
Формы промежуточной аттестации
Математика и конструирование
1-3-й
Среднее арифметическое накопленных
текущих оценок и результатов выполнения
тематических проверочных работ
Учебный план начального общего образования (пятидневная неделя)
Количество часов в неделю
Предметные области
Учебные предметы
4-й
класс
Всего
1-й
класс
2-й
класс
3-й
класс
Русский язык
5/165
5/170
5/170/ 5/170
20/5265
Литературное чтение
4/132
4/136
4/136
4/136
16/540
2/68
2/68
2/68
6/204
4/132
4/136
4/136
4/136
16/540
2/66
2/68
2/68
2/68
8/270
–
–
1/34
134
Обязательная часть
Русский язык и литературное
чтение
Иностранный язык
Иностранный
(английский)
Математика и информатика
Математика
Обществознание
естествознание
(«Окружающий мир»)
язык -
и
Окружающий мир
Основы религиозных культур Основы религиозных культур –
и светской этики
и светской этики
Изобразительное искусство
1/33
1/34
1/34
1/34
4/135
Музыка
1/33
1/34
1/34
1/34
4/135
Технология
Технология
1/33
1/34
1/34
1/34
4/135
Физическая культура
Физическая культура
2/66
2/68
2/68
2/68
8/270
20/660
22/748 22/748 22/748 86/2944
Искусство
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Учебные предметы, курсы, модули по выбору:
1/33
1/34
1/34
–
3/101
Математика и конструирование
1/33
1/34
1/34
–
3/101
Всего в неделю
21/693 23/759 23/759 23/759 90/2970
Максимально допустимая недельная нагрузка (при
пятидневной неделе) в соответствии с действующими
санитарными правилами и нормами
21/693 23/759 23/759 23/759 90/2970
Учебные недели
33
34
34
34
135
Всего учебных часов на учебный период
693
782
782
782
3039
«Разговоры о важном»
1/33
1/34
1/34
1/34
4/135
Функциональная грамотность
1/33
1/34
1/34
1/34
4/135
Орлята России
1/33
1/34
1/34
1/34
4/135
Подвижные игры
1/33
1/34
1/34
1/34
4/135
Разговор о правильном питании
1/33
1/34
1/34
1/34
4/135
«Шахматы»
-
-
1/34
1/34
2/68
Батик
1/33
1/34
1/34
1/34
4/135
Бумагапластика
2/66
2/66
1/34
1/34
5/200
Квиллинг
1/33
1/34
1/34
1/34
4/135
Разноцветные голоса
1/33
1/34
1/34
1/34
4/135
Итого на реализацию курсов внеурочной деятельности
10/330 10/340 10/340 10/340 40/1350
Курсы внеурочной деятельности
Движение первых