Учебный план (1 год)
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Раздел, тема
Содержание
Введение. Правила
поведения, техника
безопасности
Теория: (1 час) Вводное занятие. Беседа о
правилах поведения на занятиях, технике
безопасности в учебном кабинете, знакомство с
коллективом. Концерт-презентация обучающихся
предыдущих лет обучения.
Знакомство с голосовым
Теория: (1 час) Знакомство с понятием
аппаратом
голосообразование – рождение звука. Вибрация и
дыхание – основа рождения звука. Гортань
человека. Здоровье и уход за голосом.
Знакомство с детьми, изучение способности к
пению. Координационно-тренировочное занятие.
Певческая установка.
Практика: (1 час) Знакомство с понятием
Унисон
певческая установка – положение корпуса и
головы при пении, правильная посадка.
Добиваемся лёгкого, ровного звучания при пении
в унисон.
Дирижёрский жест
Практика: (1 час) Роль дирижёра и дирижёрского
жеста в хоре, оркестре. «Игра в дирижёра».
Репетиция праздничного
Практика: (1 час) Работа над чистотой интонации
концерта ко Дню учителя и выразительностью исполнения песен к
праздничному концерту ко Дню учителя.
Дикция
Практика: (1 час) Взаимосвязь речи и пения.
Чистая дикция – условие успешного выступления.
Разучивание скороговорок.
Словно 7 цветов у радуги, Теория: (1 час) Музыкальная азбука (начальный
а у музыки – 7 нот
уровень). Знакомство с понятием «нота» в музыке,
нотной записью на нотоносце. Ладовая
сольмизация Гвидо д’Ареццо. Современная нотная
запись.
Мелодия – душа музыки
Теория: (1 час) Знакомство с понятием мелодии в
музыке. Виды мелодий: плавная, отрывистая,
скачками, с «интонациями шага», с интонациями
разного движения.
Песни из любимых
Практика: (1 час) Разучивание и исполнение
мультфильмов
песен из мультфильмов («Колыбельная
медведицы», «Песенка друзей», «Песенка
поросёнка Фунтика»).
Тембр – окраска звука
Практика: (1 час) Знакомство с понятием тембра
в музыке. Учимся определять на слух окраску
разных инструментов симфонического оркестра,
оркестра народных, шумовых инструментов.
Ритм – основа жизни и
Практика: (1 час) Знакомство с понятием ритма в
музыки
музыке. Повторение не сложного ритмического
рисунка (простукивание, проговаривание на
слоги). Узнавание мелодии по ритмическому
рисунку.
Темп – скорость музыки
Практика: (1 час) Знакомство с понятием темпа в
музыке. Учимся определять на слух разные темпы:
2
13.
Новый год стучится в
окна
14.
Вокруг ёлки хоровод
15.
П.И. Чайковский
«Детский альбом»
16.
«Папа может всё, что
угодно…»
Репетиция праздничного
концерта к 8 Марта
17.
18.
19.
Праздничный концерт
к 8 Марта
Песни из любимых
мультфильмов
20.
«Угадай мелодию»
21,22.
П.И. Чайковский «Вальс
цветов»
23.
Динамика – сила звука
24,25.
Мои любимые песни
26.
Два брата Лада
27.
Лад: мажор, минор
28,29.
Репетиция праздничного
концерта к 9 Мая
30.
«Нам мир завещано
беречь» Праздничный
концерт к 9 Мая
быстрый, медленный, не очень быстрый, не очень
медленный.
Практика: (1 час) Работа над чистотой интонации
и выразительностью исполнения хороводных
песен к Новому году.
Практика: (1 час) Разучивание хороводных песен
к Новому году.
Практика: (1 час) Беседа о творчестве русского
композитора П.И. Чайковского. Знакомство с
фортепианным циклом П.И. Чайковского
«Детский альбом». Слушание пьес из альбома.
Практика: (1 час) Разучивание песен к 23
февраля, ко Дню защитника Отечества.
Практика: (1 час) Работа над чистотой интонации
и выразительностью исполнения песен к
праздничному концерту 8 Марта.
Практика: (1 час) Выступление на праздничном
концерте к 8 Марта.
Практика: (1 час) Разучивание и исполнение
песен из мультфильмов («Песенка Львёнка и
Черепахи», «Антошка», «Песенка Мамонтёнка»).
Практика: (1 час) Музыкальная викторина,
построенная на материале знакомых песен.
Теория: (1 час) Беседа о балетном творчестве
русского композитора П.И. Чайковского. Балет
«Щелкунчик». Слушание фрагментов из балета.
Практика: (1 час) Пластическое интонирование
под музыку П.И. Чайковского из балета
«Щелкунчик». Танцевальная импровизация.
Практика: Учимся определять на слух различные
динамические оттенки (forte – громко, piano –
тихо, mezzo forte – не очень громко, mezzo piano –
не очень тихо).
Практика: (2 часа) Разучивание и исполнение
любимых песен, песен с движениями «Кенгуру,
точка ру…», «Снег», «Бибика», «Фиксики»,
«Соку, бачу, вира…». Пение песен по желанию
обучающихся.
Практика: (1 час) Знакомство с понятием лад в
музыке (мажор и минор). Слушание музыки с
разной ладовой окраской. Пение мажорного и
минорного трезвучия.
Практика: (1 час) Учимся определять на слух два
ладовых оттенка - мажор и минор.
Практика: (2 часа) Работа над чистотой
интонации и выразительностью исполнения песен
к праздничному концерту 9 Мая.
Практика: (1 час) Выступление на праздничном
концерте к 9 Мая.
3
31,32.
«Музыкальная азбука»
33.
Репетиция праздника
«Прощание с 1 классом»
34.
Праздничный концерт
«Прощание с 1 классом»
«Угадай мелодию»
35.
36.
До новых встреч с
музыкой
Теория: (1 час) Знакомство с музыкальной азбукой
(начальный уровень). Длительности нот (восьмая,
четверть, половинная, целая).
Практика: (1 час) Учимся определять на слух
длительности нот (восьмая, четверть, половинная,
целая). Опрос – знать названия и уметь пропеть
звукоряд из 7 нот, уметь различать на слух
мажорное и минорное трезвучие.
Практика: (1 час) Работа над чистотой интонации
и выразительностью исполнения песен к
празднику «Прощание с 1 классом».
Практика: (1 час) Выступление на празднике
«Прощание с 1 классом».
Практика: (1 час) Музыкальная викторина,
построенная на материале знакомой музыки
П.И. Чайковского («Детский альбом», балет
«Щелкунчик»).
Практика: (1 час) Открытое занятие. Может
проводиться в форме концерта для родителей,
сверстников. Включает в себя концертное
исполнение 5-6 разнохарактерных песен как в
ансамблевом, дуэтном, так и в сольном
исполнении.
Учебный план (2 год)
№
Раздел, тема
1,2.
Теория образования
звука и работа
вокального аппарата
3.
Освоение практических
навыков вдоха и выдоха
4,5.
Репетиция праздничного
концерта ко Дню учителя
6.
Праздничный концерт ко
Дню учителя.
П.И. Чайковский
«Времена года»
7.
Содержание
Теория: (1 час) Беседа о работе вокального
аппарата, способности гортани человека издавать
звуки. Здоровье и уход за голосом.
Практика: (1 час) Прослушивание обучающихся,
выполнение знакомых вокальных упражнений на
развитие дыхания. Координационнотренировочные занятия.
Практика: (1 час) Особенности выполнения вдоха
и выдоха. Выполнение упражнений на основе
дыхательной гимнастики.
Длинный вдох – Длинный выдох (Д –Д)
Короткий вдох – Короткий выдох (К –К)
Короткий вдох – Длинный выдох (К –Д)
Практика: (2 часа) Разучивание, работа над
чистотой интонации и выразительностью
исполнения песен к праздничному концерту ко
Дню учителя.
Практика: (1 час) Выступление на праздничном
концерте, посвящённому Дню учителя.
Теория: (1 час) Беседа о творчестве русского
композитора П.И. Чайковского. Знакомство с
4
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14,15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
циклом пьес «Времена года». Слушание пьес из
цикла.
Этюды, игры на развитие Практика: (1 час) Учимся передавать в
актёрских способностей
упражнениях эмоциональное состояние радости,
восторга, удивления, страха, печали и т. д.
Особенности и передача актёрского образа.
Танцевальная
Практика: (1 час) Учимся импровизировать под
импровизация
музыку разного характера. Освоение элементов
музыкальной выразительности. В задания на
импровизацию включаются темы, близкие
детскому воображению.
Песни из любимых
Практика: (1 час) Разучивание и исполнение песен
мультфильмов
из мультфильмов («Про следы», «Фиксики»,
«Звёзды континентов»).
Вдохи в грудь
Практика: (1 час) Учимся выполнять озвученные
и не озвученные вдохи в грудь.
Выполнение упражнений на звуки «У, О, А, Э,
Ы». Выполнять с эмоциональным состоянием
(удивление, восторг, радость, испуг).
П.И. Чайковский
Практика: (1 час) Пластическое интонирование
«Времена года».
под музыку П.И. Чайковского «Времена года».
Гимнастика для губ и
Практика: (1 час) Учимся разогревать
языка
артикуляционный аппарат. Разучиваем и
выполняем гимнастику для губ и языка.
«Скорей приходи Новый Практика: (2 часа) Разучивание, работа над
год, любимая сказка
чистотой интонации и выразительностью
моя…»
исполнения Новогодних песен («Три белых коня»,
«Снежинка», «Дед Мороз», «Новогодняя сказка»).
Разучивание песен к 23
Практика: (1 час) Разучивание, работа над
февраля
чистотой интонации и выразительностью
исполнения песен к праздничному концерту 23
февраля.
Праздничный концерт к
Практика: (1 час) Выступление на праздничном
23 февраля
концерте, посвящённому Дню защитника
Отечества.
Мои любимые песни
Практика: (1 час) Разучивание и исполнение
любимых песен, песен с движениями «Кенгуру,
точка ру…», «Бибика», «Фиксики», «Соку, бачу,
вира…».
Репетиция праздничного Практика: (1 час) Разучивание, работа над
концерта к 8 Марта
чистотой интонации и выразительностью
исполнения песен к праздничному концерту 8
Марта.
Праздничный концерт к 8 Практика: (1 час) Выступление на праздничном
Марта
концерте, посвящённому Международному
женскому дню 8 Марта.
Разучивание простых
Практика: (1 час) Разучивание простых
танцевальных элементов танцевальных движений. Знакомство и
разучивание танцевальных элементов. Выработка
умения соединять движения в танцевальную
композицию на знакомом музыкальном материале.
5
22.
«Угадай мелодию»
23.
Танцевальная
импровизация
24.
Вдохи в грудь
25.
Мягкое нёбо
26,27.
Дыхательная гимнастика
А.Н. Стрельниковой
28,29.
Корень языка
30,31.
Репетиция праздничного
концерта к 9 Мая
32.
Праздничный концерт к
9 Мая.
33.
Резонаторные ощущения
Практика: (1 час) Музыкальная викторина,
построенная на материале ранее разученных песен,
знакомой музыки П.И. Чайковского («Детский
альбом», «Времена года», балета «Щелкунчик»).
Практика: (1 час) Учимся импровизировать под
музыку разного характера. Продолжаем осваивать
элементы музыкальной выразительности. В
задания на импровизацию включаются темы,
близкие детскому воображению.
Практика: (1 час) Продолжаем учиться выполнять
озвученные и не озвученные вдохи в грудь. Для
раскрепощения аппарата добавляется раскрытие
рук, медленное поднятие глаз. Делается стоя, сидя,
приседая.
Практика: (1 час) Выполнение упражнений
«Зевок», «Диалог поросят» (обязательно
эмоциональное
состояние), «Шприц»
- вдох на звук
- вдох и выдох на одном звуке
- вдох на 1-5 звуках
«Греческие крики» (вдохи на шёпоте) выполняется
упражнение на гласных У, О, А, Э, Ы.
Практика: (2 часа) Выполнение упражнений
дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой для
координации правильного вдоха и выдоха 1) с движениями головы «Болванчик»
2) с движениями корпуса «Насос», «Колено»,
«Выпад», «Книга на столе» и др.
Практика: (2 часа) Учимся раскрепощать мышцы
корня языка, гортани. Выполнение упражнений
для корня языка («Собачка спит», «Пассажир в
автобусе», «Лягушка», «Щелчки языком»,
«Куить», «Змеиное жало», «Суперфальцет»).
Практика: (2 часа) Разучивание, работа над
чистотой интонации и выразительностью
исполнения песен к праздничному концерту 9 Мая.
Практика: (1 час) Выступление на праздничном
концерте, посвящённому 75 годовщине Победы в
Великой Отечественной войне.
Практика: (1 час) Освоение и развитие головного
и грудного резонаторов. Выполнение упражнений
для развития резонаторных ощущений
«Мычание – нычание» на звуки «М, Н, в
трёх позициях звука В с разным
положением губ –
а) губы в обычном состоянии;
б) верхняя губа над нижней;
в) нижняя губа над верхней.
Делается при вращении сомкнутых губ: в одну
сторону на звук М, в другую сторону на звук Н.
Три позиции звука В. Делается на вдохе.
упражнение – «два продыха на звук П»
6
34.
Мои любимые песни
35.
Этюды, игры на развитие
актёрских способностей
36.
Танцевальная
импровизация
37.
Итоговое занятие
с разным положением губ
Делается на активной подаче воздуха на выдохе.
Упражнение используется для активизации работы
мышц живота, спины, для развития головного
резонирования (верхняя позиция).
Упражнение «Лошадка».
Крупная вибрация губ выполняется без звука, со
звуком на 3-5 нотах по Б3, М3, октаве,
способствует ампушурному развитию.
Практика: (1 час) Исполнение любимых песен,
песен с движениями по выбору обучающихся.
Практика: (1 час) Развиваем актёрские
способности с помощью этюдов, игровых
упражнений - «Кошка и воробей», «Печатная
машинка», «Голодная кошка и сытый кот» и др.
Практика: (1 час) Продолжаем учиться
импровизировать под музыку разного характера,
осваивать элементы музыкальной
выразительности. Вырабатываем умение соединять
движения в танцевальную композицию.
Практика: (1 час) Открытое занятие. Может
проводиться в форме концерта для родителей,
сверстников. Включает в себя концертное
исполнение 5-6 разнохарактерных песен как в
ансамблевом, дуэтном, так и в сольном
исполнении.
7
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Большое внимание уделяется принципам доступности и посильности в обучении, учет
психологических особенностей каждой возрастной группы, связи теории с практикой,
прочности овладения знаниями и умениями. Немаловажное значение для эффективности
проведения занятия имеют применяемые методы. Для реализации программы
используются различные формы организации учебного занятия: беседа, игра, открытое
занятие, практическое занятие.
В зависимости от учебных задач, занятия делятся на следующие виды:
- приобретение новых знаний (педагог сообщает обучающимся теоретические сведения), с
занятий такого типа дети начинают изучение новых тем;
- занятия по формированию умений и навыков (самостоятельная деятельность ребёнка под
руководством педагога);
- повторение (определяют качество усвоения материала и овладения умениями и
навыками) подобные занятия являются заключительными.
Методы обучения, используемые на занятиях:
Словесные (беседы, рассказ- объяснение, диалог, чтение книг)
Наглядные (показ видеоматериалов, иллюстраций; демонстрация педагогом
приемов и техник исполнения, наблюдение, и др.)
Практические (управление технологическими процессами, тренинг, упражнения,
творческие работы, работа по образцу и др.)
Объяснительно – иллюстративные (показ, сопровождающийся поэтапным
выполнением работы.)
Репродуктивные (самостоятельное выполнение работы по заданию).
Частично – поисковые (коллективное творчество)
Исследовательские (экспериментальная деятетельность).
Эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её
решения).
Методы воспитания:
Убеждение;
Поощрение;
Стимулирование;
Мотивация.
Педагогические технологии:
8
Игровой деятельности;
Здоровьесберегающая технология;
Группового обучения;
Проблемного обучения.
В зависимости от уровня подготовки, способностей обучающихся, от продолжительности
обучения по определенному модулю, на занятиях используются следующие уровни
действий: на начальном этапе - репродуктивный, по мере усвоения программы самостоятельное воспроизведение образца, на более поздних этапах – продуктивнотворческий. По степени включенности детей в образовательный процесс данная
программа - репродуктивно-творческая. Воспитание и обучение осуществляется в
процессе творческой работы. Дети получают от педагога ту информацию, те примеры,
которые необходимы им для осуществления собственного замысла и собственных,
соответствующих возрасту, представлений о мире. Одно из условий освоения программы
- стиль общения педагога с детьми на основе личностноориентированной модели.
Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию
инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и
увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка. Все задания соответствуют
возрасту детей. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает
уверенность в себе. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по
содержанию, дается как перед началом, так и во время работы. Выполнение творческих
заданий на различные темы служат развитию воображения и фантазии обучающихся,
позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать
нравственно-этические задачи в образной форме. При выполнении задания перед
обучающимися ставится задача - определить назначение выполняемой творческой работы.
Подобная установка дисциплинирует обучающихся, дает хороший осознанный подход к
решению.
9
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Кабинет для теоретических и практических занятий;
2. Кабинетный рояль;
3. Концертный зал (сцена);
4. Синтезатор;
5. Компьютер;
6. Дидактический материал;
7. Нотные сборники;
8. Концертные костюмы, реквизиты;
9. Учебно-методическая литература, словари, справочники;
10. Видео - проектор и экран;
11. Микрофоны, микшерский пульт, микрофонные стойки, активные колонки и монитор.
10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного)
общего образования / М-во образования и науки рос. Федерации. – М. : Просвещение,
2013. – 63 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования : текст с изм и доп. на 2011 г. / М – во образования и науки Рос.
Федерации. – М. : Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения )
Музыка. Рабочие программы. Предметная линия Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. 1-4
классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Г.П. Сергеева. Е.Д.
Критская, Т.С. Шмагина. – 4-е изд. – М. : Просвещение. 3013. – 64 с.
Музыка. 1-8 классы: развёрнутое тематическое планирование по программе Е.Д.
Критской, Г.П. Сергеевой / авт.-сост. А.П. Сигаева. С.Н. Сидорова. – Изд. 2-е. –
Волгоград: учитель. 2013. – 199 с.
Музыка 1-4 класс. Хрестоматия музыкального материала
Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала 1-4 класс (МРЗ)
Актуальные проблемы теории и методики музыкального воспитания в школе:
очерки. Кн. 1 / сост. И науч. Ред. Л. В. Горюнова. – М., 1991.
Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя музыки / Ю. Б. Алиев. – М., 2000.
А мы на уроке – играем! Музыкальные игры, игровые песни. – М : Новая школа,
1994, - 72 с.
Виноградов Л.В. Коллективное музицирование. Музыкальные занятия с детьми от 5
до 10 лет / Л. В. Виноградов. – М., 2008.
Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг / В. В. Емельянов. – СПб.,
2010
Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевский – М., 1976
Куприна Н.Г. Музыкальное развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие
/Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2006. – 152 с.
Музыка в школе. Вып. 1. Песни и хоры для учащихся начальных классов / сост. Г.
П. Сергеева. – М., 2000
Путешествие в мир музыки. Учебно-методическое пособие к урокам музыки (1-3
класс).
Издательство «Лицей», 1998, - 100с.
Хачатурян Л. К. Словарь по искусству (архитектура, живопись, музыка) / Д. К.
Хачатурян. – М., 1999
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка / авт.-сост. А.С. Клёнов; под общ.
Ред. О.Г. Хинн. – М., 1998. – 470 с.
СВЕДЕНИЯ О СОСТАВИТЕЛЕ
Родина Екатерина Владимировна – учитель музыки МАОУ СОШ № 146.
11
Образование – высшее. Педагогический стаж – 29 лет. Первая квалификационная
категория.
Согласовано с Советом родителей
Пр. № 1 от 27.08.2021 года
Согласовано с Советом обучающихся
Пр. № 1 от 27.08.2021 года
12