Разноцветные голоса УП

Учебный план (1 год)
№
1.

2.

3.

4.
5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Раздел, тема

Содержание

Введение. Правила
поведения, техника
безопасности

Теория: (1 час) Вводное занятие. Беседа о
правилах поведения на занятиях, технике
безопасности в учебном кабинете, знакомство с
коллективом. Концерт-презентация обучающихся
предыдущих лет обучения.
Знакомство с голосовым
Теория: (1 час) Знакомство с понятием
аппаратом
голосообразование – рождение звука. Вибрация и
дыхание – основа рождения звука. Гортань
человека. Здоровье и уход за голосом.
Знакомство с детьми, изучение способности к
пению. Координационно-тренировочное занятие.
Певческая установка.
Практика: (1 час) Знакомство с понятием
Унисон
певческая установка – положение корпуса и
головы при пении, правильная посадка.
Добиваемся лёгкого, ровного звучания при пении
в унисон.
Дирижёрский жест
Практика: (1 час) Роль дирижёра и дирижёрского
жеста в хоре, оркестре. «Игра в дирижёра».
Репетиция праздничного
Практика: (1 час) Работа над чистотой интонации
концерта ко Дню учителя и выразительностью исполнения песен к
праздничному концерту ко Дню учителя.
Дикция
Практика: (1 час) Взаимосвязь речи и пения.
Чистая дикция – условие успешного выступления.
Разучивание скороговорок.
Словно 7 цветов у радуги, Теория: (1 час) Музыкальная азбука (начальный
а у музыки – 7 нот
уровень). Знакомство с понятием «нота» в музыке,
нотной записью на нотоносце. Ладовая
сольмизация Гвидо д’Ареццо. Современная нотная
запись.
Мелодия – душа музыки
Теория: (1 час) Знакомство с понятием мелодии в
музыке. Виды мелодий: плавная, отрывистая,
скачками, с «интонациями шага», с интонациями
разного движения.
Песни из любимых
Практика: (1 час) Разучивание и исполнение
мультфильмов
песен из мультфильмов («Колыбельная
медведицы», «Песенка друзей», «Песенка
поросёнка Фунтика»).
Тембр – окраска звука
Практика: (1 час) Знакомство с понятием тембра
в музыке. Учимся определять на слух окраску
разных инструментов симфонического оркестра,
оркестра народных, шумовых инструментов.
Ритм – основа жизни и
Практика: (1 час) Знакомство с понятием ритма в
музыки
музыке. Повторение не сложного ритмического
рисунка (простукивание, проговаривание на
слоги). Узнавание мелодии по ритмическому
рисунку.
Темп – скорость музыки
Практика: (1 час) Знакомство с понятием темпа в
музыке. Учимся определять на слух разные темпы:
2

13.

Новый год стучится в
окна

14.

Вокруг ёлки хоровод

15.

П.И. Чайковский
«Детский альбом»

16.

«Папа может всё, что
угодно…»
Репетиция праздничного
концерта к 8 Марта

17.

18.
19.

Праздничный концерт
к 8 Марта
Песни из любимых
мультфильмов

20.

«Угадай мелодию»

21,22.

П.И. Чайковский «Вальс
цветов»

23.

Динамика – сила звука

24,25.

Мои любимые песни

26.

Два брата Лада

27.

Лад: мажор, минор

28,29.

Репетиция праздничного
концерта к 9 Мая

30.

«Нам мир завещано
беречь» Праздничный
концерт к 9 Мая

быстрый, медленный, не очень быстрый, не очень
медленный.
Практика: (1 час) Работа над чистотой интонации
и выразительностью исполнения хороводных
песен к Новому году.
Практика: (1 час) Разучивание хороводных песен
к Новому году.
Практика: (1 час) Беседа о творчестве русского
композитора П.И. Чайковского. Знакомство с
фортепианным циклом П.И. Чайковского
«Детский альбом». Слушание пьес из альбома.
Практика: (1 час) Разучивание песен к 23
февраля, ко Дню защитника Отечества.
Практика: (1 час) Работа над чистотой интонации
и выразительностью исполнения песен к
праздничному концерту 8 Марта.
Практика: (1 час) Выступление на праздничном
концерте к 8 Марта.
Практика: (1 час) Разучивание и исполнение
песен из мультфильмов («Песенка Львёнка и
Черепахи», «Антошка», «Песенка Мамонтёнка»).
Практика: (1 час) Музыкальная викторина,
построенная на материале знакомых песен.
Теория: (1 час) Беседа о балетном творчестве
русского композитора П.И. Чайковского. Балет
«Щелкунчик». Слушание фрагментов из балета.
Практика: (1 час) Пластическое интонирование
под музыку П.И. Чайковского из балета
«Щелкунчик». Танцевальная импровизация.
Практика: Учимся определять на слух различные
динамические оттенки (forte – громко, piano –
тихо, mezzo forte – не очень громко, mezzo piano –
не очень тихо).
Практика: (2 часа) Разучивание и исполнение
любимых песен, песен с движениями «Кенгуру,
точка ру…», «Снег», «Бибика», «Фиксики»,
«Соку, бачу, вира…». Пение песен по желанию
обучающихся.
Практика: (1 час) Знакомство с понятием лад в
музыке (мажор и минор). Слушание музыки с
разной ладовой окраской. Пение мажорного и
минорного трезвучия.
Практика: (1 час) Учимся определять на слух два
ладовых оттенка - мажор и минор.
Практика: (2 часа) Работа над чистотой
интонации и выразительностью исполнения песен
к праздничному концерту 9 Мая.
Практика: (1 час) Выступление на праздничном
концерте к 9 Мая.

3

31,32.

«Музыкальная азбука»

33.

Репетиция праздника
«Прощание с 1 классом»

34.

Праздничный концерт
«Прощание с 1 классом»
«Угадай мелодию»

35.

36.

До новых встреч с
музыкой

Теория: (1 час) Знакомство с музыкальной азбукой
(начальный уровень). Длительности нот (восьмая,
четверть, половинная, целая).
Практика: (1 час) Учимся определять на слух
длительности нот (восьмая, четверть, половинная,
целая). Опрос – знать названия и уметь пропеть
звукоряд из 7 нот, уметь различать на слух
мажорное и минорное трезвучие.
Практика: (1 час) Работа над чистотой интонации
и выразительностью исполнения песен к
празднику «Прощание с 1 классом».
Практика: (1 час) Выступление на празднике
«Прощание с 1 классом».
Практика: (1 час) Музыкальная викторина,
построенная на материале знакомой музыки
П.И. Чайковского («Детский альбом», балет
«Щелкунчик»).
Практика: (1 час) Открытое занятие. Может
проводиться в форме концерта для родителей,
сверстников. Включает в себя концертное
исполнение 5-6 разнохарактерных песен как в
ансамблевом, дуэтном, так и в сольном
исполнении.

Учебный план (2 год)
№

Раздел, тема

1,2.

Теория образования
звука и работа
вокального аппарата

3.

Освоение практических
навыков вдоха и выдоха

4,5.

Репетиция праздничного
концерта ко Дню учителя

6.

Праздничный концерт ко
Дню учителя.
П.И. Чайковский
«Времена года»

7.

Содержание
Теория: (1 час) Беседа о работе вокального
аппарата, способности гортани человека издавать
звуки. Здоровье и уход за голосом.
Практика: (1 час) Прослушивание обучающихся,
выполнение знакомых вокальных упражнений на
развитие дыхания. Координационнотренировочные занятия.
Практика: (1 час) Особенности выполнения вдоха
и выдоха. Выполнение упражнений на основе
дыхательной гимнастики.
Длинный вдох – Длинный выдох (Д –Д)
Короткий вдох – Короткий выдох (К –К)
Короткий вдох – Длинный выдох (К –Д)
Практика: (2 часа) Разучивание, работа над
чистотой интонации и выразительностью
исполнения песен к праздничному концерту ко
Дню учителя.
Практика: (1 час) Выступление на праздничном
концерте, посвящённому Дню учителя.
Теория: (1 час) Беседа о творчестве русского
композитора П.И. Чайковского. Знакомство с
4

8.

9.

10.

11.

12.
13.

14,15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

циклом пьес «Времена года». Слушание пьес из
цикла.
Этюды, игры на развитие Практика: (1 час) Учимся передавать в
актёрских способностей
упражнениях эмоциональное состояние радости,
восторга, удивления, страха, печали и т. д.
Особенности и передача актёрского образа.
Танцевальная
Практика: (1 час) Учимся импровизировать под
импровизация
музыку разного характера. Освоение элементов
музыкальной выразительности. В задания на
импровизацию включаются темы, близкие
детскому воображению.
Песни из любимых
Практика: (1 час) Разучивание и исполнение песен
мультфильмов
из мультфильмов («Про следы», «Фиксики»,
«Звёзды континентов»).
Вдохи в грудь
Практика: (1 час) Учимся выполнять озвученные
и не озвученные вдохи в грудь.
Выполнение упражнений на звуки «У, О, А, Э,
Ы». Выполнять с эмоциональным состоянием
(удивление, восторг, радость, испуг).
П.И. Чайковский
Практика: (1 час) Пластическое интонирование
«Времена года».
под музыку П.И. Чайковского «Времена года».
Гимнастика для губ и
Практика: (1 час) Учимся разогревать
языка
артикуляционный аппарат. Разучиваем и
выполняем гимнастику для губ и языка.
«Скорей приходи Новый Практика: (2 часа) Разучивание, работа над
год, любимая сказка
чистотой интонации и выразительностью
моя…»
исполнения Новогодних песен («Три белых коня»,
«Снежинка», «Дед Мороз», «Новогодняя сказка»).
Разучивание песен к 23
Практика: (1 час) Разучивание, работа над
февраля
чистотой интонации и выразительностью
исполнения песен к праздничному концерту 23
февраля.
Праздничный концерт к
Практика: (1 час) Выступление на праздничном
23 февраля
концерте, посвящённому Дню защитника
Отечества.
Мои любимые песни
Практика: (1 час) Разучивание и исполнение
любимых песен, песен с движениями «Кенгуру,
точка ру…», «Бибика», «Фиксики», «Соку, бачу,
вира…».
Репетиция праздничного Практика: (1 час) Разучивание, работа над
концерта к 8 Марта
чистотой интонации и выразительностью
исполнения песен к праздничному концерту 8
Марта.
Праздничный концерт к 8 Практика: (1 час) Выступление на праздничном
Марта
концерте, посвящённому Международному
женскому дню 8 Марта.
Разучивание простых
Практика: (1 час) Разучивание простых
танцевальных элементов танцевальных движений. Знакомство и
разучивание танцевальных элементов. Выработка
умения соединять движения в танцевальную
композицию на знакомом музыкальном материале.
5

22.

«Угадай мелодию»

23.

Танцевальная
импровизация

24.

Вдохи в грудь

25.

Мягкое нёбо

26,27.

Дыхательная гимнастика
А.Н. Стрельниковой

28,29.

Корень языка

30,31.

Репетиция праздничного
концерта к 9 Мая

32.

Праздничный концерт к
9 Мая.

33.

Резонаторные ощущения

Практика: (1 час) Музыкальная викторина,
построенная на материале ранее разученных песен,
знакомой музыки П.И. Чайковского («Детский
альбом», «Времена года», балета «Щелкунчик»).
Практика: (1 час) Учимся импровизировать под
музыку разного характера. Продолжаем осваивать
элементы музыкальной выразительности. В
задания на импровизацию включаются темы,
близкие детскому воображению.
Практика: (1 час) Продолжаем учиться выполнять
озвученные и не озвученные вдохи в грудь. Для
раскрепощения аппарата добавляется раскрытие
рук, медленное поднятие глаз. Делается стоя, сидя,
приседая.
Практика: (1 час) Выполнение упражнений
«Зевок», «Диалог поросят» (обязательно
эмоциональное
состояние), «Шприц»
- вдох на звук
- вдох и выдох на одном звуке
- вдох на 1-5 звуках
«Греческие крики» (вдохи на шёпоте) выполняется
упражнение на гласных У, О, А, Э, Ы.
Практика: (2 часа) Выполнение упражнений
дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой для
координации правильного вдоха и выдоха 1) с движениями головы «Болванчик»
2) с движениями корпуса «Насос», «Колено»,
«Выпад», «Книга на столе» и др.
Практика: (2 часа) Учимся раскрепощать мышцы
корня языка, гортани. Выполнение упражнений
для корня языка («Собачка спит», «Пассажир в
автобусе», «Лягушка», «Щелчки языком»,
«Куить», «Змеиное жало», «Суперфальцет»).
Практика: (2 часа) Разучивание, работа над
чистотой интонации и выразительностью
исполнения песен к праздничному концерту 9 Мая.
Практика: (1 час) Выступление на праздничном
концерте, посвящённому 75 годовщине Победы в
Великой Отечественной войне.
Практика: (1 час) Освоение и развитие головного
и грудного резонаторов. Выполнение упражнений
для развития резонаторных ощущений
 «Мычание – нычание» на звуки «М, Н, в
трёх позициях звука В с разным
положением губ –
а) губы в обычном состоянии;
б) верхняя губа над нижней;
в) нижняя губа над верхней.
Делается при вращении сомкнутых губ: в одну
сторону на звук М, в другую сторону на звук Н.
Три позиции звука В. Делается на вдохе.
 упражнение – «два продыха на звук П»
6

34.

Мои любимые песни

35.

Этюды, игры на развитие
актёрских способностей

36.

Танцевальная
импровизация

37.

Итоговое занятие

с разным положением губ
Делается на активной подаче воздуха на выдохе.
Упражнение используется для активизации работы
мышц живота, спины, для развития головного
резонирования (верхняя позиция).
 Упражнение «Лошадка».
Крупная вибрация губ выполняется без звука, со
звуком на 3-5 нотах по Б3, М3, октаве,
способствует ампушурному развитию.
Практика: (1 час) Исполнение любимых песен,
песен с движениями по выбору обучающихся.
Практика: (1 час) Развиваем актёрские
способности с помощью этюдов, игровых
упражнений - «Кошка и воробей», «Печатная
машинка», «Голодная кошка и сытый кот» и др.
Практика: (1 час) Продолжаем учиться
импровизировать под музыку разного характера,
осваивать элементы музыкальной
выразительности. Вырабатываем умение соединять
движения в танцевальную композицию.
Практика: (1 час) Открытое занятие. Может
проводиться в форме концерта для родителей,
сверстников. Включает в себя концертное
исполнение 5-6 разнохарактерных песен как в
ансамблевом, дуэтном, так и в сольном
исполнении.

7

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Большое внимание уделяется принципам доступности и посильности в обучении, учет
психологических особенностей каждой возрастной группы, связи теории с практикой,
прочности овладения знаниями и умениями. Немаловажное значение для эффективности
проведения занятия имеют применяемые методы. Для реализации программы
используются различные формы организации учебного занятия: беседа, игра, открытое
занятие, практическое занятие.
В зависимости от учебных задач, занятия делятся на следующие виды:
- приобретение новых знаний (педагог сообщает обучающимся теоретические сведения), с
занятий такого типа дети начинают изучение новых тем;
- занятия по формированию умений и навыков (самостоятельная деятельность ребёнка под
руководством педагога);
- повторение (определяют качество усвоения материала и овладения умениями и
навыками) подобные занятия являются заключительными.
Методы обучения, используемые на занятиях:
 Словесные (беседы, рассказ- объяснение, диалог, чтение книг)
 Наглядные (показ видеоматериалов, иллюстраций; демонстрация педагогом
приемов и техник исполнения, наблюдение, и др.)
 Практические (управление технологическими процессами, тренинг, упражнения,
творческие работы, работа по образцу и др.)
 Объяснительно – иллюстративные (показ, сопровождающийся поэтапным
выполнением работы.)
 Репродуктивные (самостоятельное выполнение работы по заданию).
 Частично – поисковые (коллективное творчество)
 Исследовательские (экспериментальная деятетельность).
 Эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её
решения).
Методы воспитания:
 Убеждение;
 Поощрение;
 Стимулирование;
 Мотивация.
Педагогические технологии:
8






Игровой деятельности;
Здоровьесберегающая технология;
Группового обучения;
Проблемного обучения.

В зависимости от уровня подготовки, способностей обучающихся, от продолжительности
обучения по определенному модулю, на занятиях используются следующие уровни
действий: на начальном этапе - репродуктивный, по мере усвоения программы самостоятельное воспроизведение образца, на более поздних этапах – продуктивнотворческий. По степени включенности детей в образовательный процесс данная
программа - репродуктивно-творческая. Воспитание и обучение осуществляется в
процессе творческой работы. Дети получают от педагога ту информацию, те примеры,
которые необходимы им для осуществления собственного замысла и собственных,
соответствующих возрасту, представлений о мире. Одно из условий освоения программы
- стиль общения педагога с детьми на основе личностноориентированной модели.
Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию
инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и
увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка. Все задания соответствуют
возрасту детей. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает
уверенность в себе. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по
содержанию, дается как перед началом, так и во время работы. Выполнение творческих
заданий на различные темы служат развитию воображения и фантазии обучающихся,
позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать
нравственно-этические задачи в образной форме. При выполнении задания перед
обучающимися ставится задача - определить назначение выполняемой творческой работы.
Подобная установка дисциплинирует обучающихся, дает хороший осознанный подход к
решению.

9

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Кабинет для теоретических и практических занятий;
2. Кабинетный рояль;
3. Концертный зал (сцена);
4. Синтезатор;
5. Компьютер;
6. Дидактический материал;
7. Нотные сборники;
8. Концертные костюмы, реквизиты;
9. Учебно-методическая литература, словари, справочники;
10. Видео - проектор и экран;
11. Микрофоны, микшерский пульт, микрофонные стойки, активные колонки и монитор.

10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



















Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного)
общего образования / М-во образования и науки рос. Федерации. – М. : Просвещение,
2013. – 63 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования : текст с изм и доп. на 2011 г. / М – во образования и науки Рос.
Федерации. – М. : Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения )
Музыка. Рабочие программы. Предметная линия Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. 1-4
классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Г.П. Сергеева. Е.Д.
Критская, Т.С. Шмагина. – 4-е изд. – М. : Просвещение. 3013. – 64 с.
Музыка. 1-8 классы: развёрнутое тематическое планирование по программе Е.Д.
Критской, Г.П. Сергеевой / авт.-сост. А.П. Сигаева. С.Н. Сидорова. – Изд. 2-е. –
Волгоград: учитель. 2013. – 199 с.
Музыка 1-4 класс. Хрестоматия музыкального материала
Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала 1-4 класс (МРЗ)
Актуальные проблемы теории и методики музыкального воспитания в школе:
очерки. Кн. 1 / сост. И науч. Ред. Л. В. Горюнова. – М., 1991.
Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя музыки / Ю. Б. Алиев. – М., 2000.
А мы на уроке – играем! Музыкальные игры, игровые песни. – М : Новая школа,
1994, - 72 с.
Виноградов Л.В. Коллективное музицирование. Музыкальные занятия с детьми от 5
до 10 лет / Л. В. Виноградов. – М., 2008.
Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг / В. В. Емельянов. – СПб.,
2010
Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевский – М., 1976
Куприна Н.Г. Музыкальное развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие
/Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2006. – 152 с.
Музыка в школе. Вып. 1. Песни и хоры для учащихся начальных классов / сост. Г.
П. Сергеева. – М., 2000
Путешествие в мир музыки. Учебно-методическое пособие к урокам музыки (1-3
класс).
Издательство «Лицей», 1998, - 100с.
Хачатурян Л. К. Словарь по искусству (архитектура, живопись, музыка) / Д. К.
Хачатурян. – М., 1999
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка / авт.-сост. А.С. Клёнов; под общ.
Ред. О.Г. Хинн. – М., 1998. – 470 с.

СВЕДЕНИЯ О СОСТАВИТЕЛЕ
Родина Екатерина Владимировна – учитель музыки МАОУ СОШ № 146.
11

Образование – высшее. Педагогический стаж – 29 лет. Первая квалификационная
категория.

Согласовано с Советом родителей
Пр. № 1 от 27.08.2021 года
Согласовано с Советом обучающихся
Пр. № 1 от 27.08.2021 года

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».