Учебный план (1 год)
№
Раздел, тема
1.
Введение. Правила
поведения, техника
безопасности
2.
Знакомство с шумовыми
музыкальными
инструментами
3.
Ритм – основа музыки и
жизни
4.
Музыкальная азбука.
Длительности: восьмые,
четвертные
5.
Темп – скорость музыки
6.
Тембр – окраска звука
7.
Мелодия – душа музыки
8.
Дирижёрская палочка
9.
Музыкальнодидактические игры
10.
Динамические оттенки в
музыке
11.
Лад: мажор и минор
12.
Музыкальная азбука.
Длительности:
половинные, целые
Ансамбль
13-15.
Содержание
Теория: Вводное занятие. Беседа о правилах
поведения на занятиях, технике безопасности в
учебном кабинете.
Просмотр презентации работы кружка.
Практика: Знакомство с названиями и тембрами
шумовых музыкальных инструментов, правильной
исполнительской посадкой и различной техникой
игры.
Практика: Знакомство с понятиями: пульс
музыки, различные ритмические рисунки.
Исполнение пульса музыки, освоение начальных
форм познавательной рефлексии.
Теория: Знакомство с музыкальной азбукой
(начальный уровень), длительностями нот
(восьмая, четверть). Учимся определять на слух
длительности нот (восьмые, четвертные).
Практика: Знакомство с понятием темпа в
музыке. Учимся определять на слух разные
темпы: быстрый, медленный, не очень быстрый,
не очень медленный.
Практика: Знакомство с понятием тембра в
музыке. Учимся определять на слух окраску
разных инструментов оркестра народных,
шумовых инструментов.
Теория: Знакомство с понятием мелодии в музыке.
Виды мелодий: плавная, отрывистая, скачками, с
«интонациями шага», с интонациями разного
движения. Пластическое интонирование.
Теория: Роль дирижёра и дирижёрского жеста в
оркестре. «Игра в дирижёра».
Практика: Разучивание музыкальнодидактических игр - «Повтори ритм», «Отгадай,
по какому предмету стучу?», «Где бывали?».
Практика: Учимся определять на слух различные
динамические оттенки (forte – громко, piano –
тихо, mezzo forte – не очень громко, mezzo piano –
не очень тихо).
Практика: Учимся определять на слух два
ладовых оттенка - мажор и минор.
Теория: Знакомство с длительностями нот, учимся
определять их на слух (половинная, целая).
Практика: Исполнение движений под музыку
(имитируем игру на разных инструментах).
Повторение ритмического сопровождения (к
знакомым песням с аккомпанементом фортепиано
и без) на основе ритмических фигур.
2
16.
Ложки, трещотка
17.
Барабан, маракасы
18.
Русские народные
инструменты и оркестры
19.
Музыкальнодидактические игры
20.
Треугольник, металлофон
21.
Флейта, ксилофон
22.
«У каждого свой
инструмент»
23.
Музыкальная угадай-ка
24,25.
Музыкальнодидактические игры
26,27.
Озвучивание
музыкальных сказок
Профессиональные
оркестры-виртуозы им.
В.В. Андреева,
им. Н.П. Осипова
Озвучивание
музыкальных сказок
Музыкальная азбука.
Размер 2/4
Музыкальнодидактические игры
Ансамбль
28.
29,30.
31.
32,33.
34,35.
Импровизация простейшего ритмического
аккомпанемента к исполняемым примерам.
Практика: Знакомство с шумовыми
инструментами, правильной посадкой, техникой
игры на ложках, трещотке.
Практика: Знакомство с шумовыми
инструментами, правильной посадкой, техникой
игры на барабане, маракасах.
Теория: Беседа о видах оркестров, составе
оркестра русских народных инструментов.
Шумовой оркестр как один из видов оркестров.
Практика: Разучивание музыкальнодидактических игр – «Музыкальный оркестр»,
«Поле чудес».
Практика: Знакомство с шумовыми
инструментами, правильной посадкой, техникой
игры на треугольнике, металлофоне.
Практика: Знакомство с шумовыми
инструментами, правильной посадкой, техникой
игры на флейте, ксилофоне.
Практика: Исполнение движений под музыку
(имитируем игру на разных инструментах).
Учимся выбирать инструмент, соответствующий
звучанию музыки. Импровизация простейшего
ритмического аккомпанемента к исполняемым
примерам.
Практика: Учимся узнавать инструмент по
звучанию. Проверка усвоения умений и навыков
правильной посадки и звукоизвлечения на
знакомых инструментах шумового оркестра.
Практика: Повторение музыкальнодидактических игр – «Повтори ритм», «Отгадай,
по какому предмету стучу?», «Где бывали?»,
«Музыкальный оркестр», «Поле чудес».
Практика: Озвучивание музыкальных сказок –
«Теремок», «Колобок».
Теория: Знакомство с профессиональными
оркестрами-виртуозами им. В.В. Андреева,
им. Н.П. Осипова. Просмотр видеофрагментов с
участием оркестров.
Практика: Озвучивание музыкальных сказок –
«Заяц в лесу», «Пришла весна».
Теория: Знакомство с музыкальным размером 2/4,
учимся определять его на слух.
Практика: Повторение знакомых музыкальнодидактических игр.
Практика: Повторение ритмического
сопровождения к знакомым песням на основе
ритмических фигур.
Импровизация простейшего ритмического
аккомпанемента к исполняемым примерам.
3
36.
Итоговое занятие
Практика: Открытое занятие, включающее в себя:
концертное исполнение 2-4 разнохарактерных
произведений, озвучивание музыкальной сказки,
музыкально-дидактические игры.
Учебный план (2 год)
№
Раздел, тема
Содержание
1,2.
Музыкальная азбука.
Сложные ритмические
рисунки
Теория: Продолжение знакомства с музыкальной
азбукой (начальный уровень), понятием –
сложный ритмический рисунок.
Практика: Исполнение различных ритмических
рисунков. Освоение начальных форм
познавательной рефлексии.
Теория: Знакомство с понятием синкопированный
ритм.
Практика: Учимся определять на слух
синкопированный ритм, исполнять
синкопированный ритм на ударных инструментах
Практика: Повторение ритмического
сопровождения к знакомым песням на основе
ритмических фигур.
Импровизация простейшего, синкопированного
ритмического аккомпанемента к исполняемым
примерам.
Практика: Повторение музыкальнодидактических игр – «Музыкальная комната»,
«Поле чудес», «Зеркало», «Музыкальное домино».
3-5.
Синкопированный ритм
6-8.
Ансамбль
9,10.
Музыкальнодидактические игры
11,12.
Озвучивание
музыкальных сказок
Практика: Озвучивание музыкальных сказок –
«Лягушонок», «Три поросёнка», «Ёлочка».
13,14.
Новогодние песни
Практика: Разучивание Новогодних песен,
аккомпанирование на шумовых инструментах
ритма Новогодних песен: «Дед Мороз», «Ёлочка»,
«Jingle bells».
15.
П.И.Чайковский «Марш
деревянных солдатиков»
16.
Музыкальная
угадай-ка
17.
Ритм марша
18.
Военные марши
Практика: Исполнение пульса марша: девочки движением согнутых в локтях рук кукол, мальчики
– имитация игры на барабанах.
Практика: Учимся узнавать инструмент по
звучанию. Проверка усвоения умений и навыков
правильной посадки и звукоизвлечения на
знакомых инструментах шумового оркестра.
Практика: Выявление характерных особенностей
жанра «марш» - поступь, интонации шага,
движения. Исполнение пульса марша на шумовых
инструментах.
Практика: Исполнение пульса марша на шумовых
инструментах.
4
19,20.
Эти разные танцы
21,22.
Танцевальные ритмы
23.
Музыкальная азбука.
Размер 3/4
Вальс
24,25.
26,27.
Музыкальнодидактические игры
28,29.
Повторение
элементарной теории
музыки
30,31.
«Русская частушка»,
«Калинка»
32,33.
«Во поле берёза стояла»,
«Савка и Гришка»
34-36.
Совершенствование
навыков игры на
инструментах
37.
Итоговое занятие
Практика: Выявление характерных особенностей
разных танцев. Исполнение танцевальных ритмов
на шумовых инструментах ( двухдольность,
трёхдольность музыкального ритма).
Практика: Исполнение ритма разных танцев на
шумовых инструментах.
Теория: Знакомство с музыкальным размером 3/4,
учимся определять его на слух.
Практика: Выявление характерных особенностей
вальса – плавность и закруглённость мелодии,
трёхдольный размер. Исполнение ритма вальса на
шумовых инструментах.
Практика: Повторение музыкальнодидактических игр – «Музыкальная комната»,
«Поле чудес», «Зеркало», «Где бывали?»,
«Музыкальный оркестр», «Музыкальное домино».
Теория: Повторение элементарной теории музыки:
музыкальные размеры – 2/4,3/4, 4/4; длительности
нот – восьмая, четверть, половинная, целая,
простые, синкопированные ритмы.
Практика: исполняем простые и
синкопированные ритмы на шумовых
инструментах.
Практика: Исполнение ритма знакомых
музыкальных произведений «Русская частушка»,
«Калинка» на шумовых музыкальных
инструментах.
Практика: Исполнение ритма знакомых
музыкальных произведений «Во поле берёза
стояла», «Савка и Гришка» на шумовых
музыкальных инструментах.
Практика: Повторение ритмического
сопровождения к знакомым песням на основе
ритмических фигур.
Импровизация простейшего и сложного,
синкопированного ритмического аккомпанемента
к исполняемым примерам.
Практика: Открытое занятие, включающее в себя:
концертное исполнение 2-4 разнохарактерных
произведений, озвучивание музыкальной сказки,
музыкально-дидактические игры.
5
6